Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Можайский Александр Федорович

 

Можайский А.Ф.

В свете выявленных новых документов бесспорно, что история воздухоплавания тесно связана с нашим краем. В течение восьми лет, с 1862 по 1869 год, Можайский жил под Вологдой, в селе Котельникове. Здесь в основном созрели творческие замыслы изобретателя. Сама же мысль — создать летательный аппарат — возникла раньше, когда он был еще моряком.

Великая идея заставила Александра Федоровича оставить военную службу и заняться исследованиями по воздухоплаванию. Вот с этой целью он и приехал в Вологду. Здесь женился на Любови Дмитриевне Кузьминой. Потом молодожены перебрались в родовое имение жены — село Котельниково.

К тому времени Можайский прошел большой жизненный путь, побывал в дальних плаваниях по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам. Поселившись в Котельникове, Александр Федорович не мог, конечно, превратиться в заурядного владельца провинциальной усадьбы и поступил на должность кандидата мирового посредника.

Но главным же для него была, конечно, не посредническая деятельность. Уединяясь в рабочем кабинете, ученый углублялся в книги, снова и снова возвращался к мысли о летательном аппарате. Рассуждения вели к предварительным расчетам, а расчеты — к опытам.

Каждый, кто входил в квартиру Можайского, обращал внимание на чучела птиц. На стенах кабинета поблескивали медные оправы корабельных часов и барометра. Над столом, напоминая о море, расправила свои могучие крылья чайка.
Исследователь приходил к выводу, что именно птицы ревниво хранят тайну полета. Но как ее разгадать?

Дни проходили в напряженных поисках. Какие только птицы не побывали на рабочем столе Александра Федоровича! Аисты, соколы, стервятники, вальдшнепы, вороны, воробьи, ласточки.

В конце концов удалось нащупать определенную закономерность. Александр Федорович подметил, что быстро летящие птицы, например, ласточки, чайки и альбатросы, имеют остроконечные крылья. На единицу площади крыла у них приходится меньше веса, чем у плохих летунов.

Важный, конечно, вывод! Но чтобы построить летательный аппарат, надо знать больше. Ученого интересовало прежде всего то, какие крылья должны быть у самолета. Поиски продолжались.

Было известно, что еще с давних времен самыми признанными летунами считались голуби. Можайский заводит голубятню, вместе с дворовыми мальчишками часами гоняет своих крылатых помощников. Потом ставятся опыты. Голубя помещают в небольшую загородку, высотой в аршин, и заставляют его взлетать. Птица срывается с места, стукается клювом о стенку и падает наземь.

Можайский А.Ф.

Тогда стенки загородки постепенно раздвигаются до такой величины, что голубь взлетает. А ученый делает вывод, что летательные аппараты тяжелее воздуха, прежде, чем подняться «вверх», должны разбежаться по земле. Затем следует новое заключение: «Основой будущего летательного аппарата,— утверждает изобретатель,— должно быть неподвижное крыло, наклонное под некоторым углом к горизонту и получающее тягу от специальных винтов».

В наши дни, когда мы привыкли видеть самолеты с неподвижными крыльями, такие мысли кажутся очень простыми. Но тогда все другие зарубежные исследователи пытались создать свои «летуньи» с машущими крыльями, действия которых копировали бы полет птиц. Можайский же, идя другими путями, опроверг теории знаменитых ученых Франции, Германии, Англии.

Закончив теоретические исследования и уверовав в успех дела, Александр Федорович переходит к практическим опытам с воздушными змеями. В его кабинете появляются необычные модели этих «летунов», служивших для забавы деревенским ребятишкам.

Село, ныне называемое Можайское, представляет всхолмленную местность, по которой тянется асфальтированное шоссе. Тогда же, сто лет назад, вместо шоссе извивалась плотно укатанная дорога. Вот за деревней мы видим холм, именуемый Бычихинским. На этом холме и происходили диковинные события.

Для своих опытов Александр Федорович облюбовал пологий склон. На зеленом лугу появляется необыкновенной формы огромный змей, обтянутый материей. А рядом застыла тройка отменных рысаков, запряженных в тележку. Возница помогает привязать змей длинной веревкой к задку, взбирается на сиденье и ждет команды. Внимательно осмотрев аппарат, Можайский крепко берется за поручни и кричит:
— Гони!

Горячие кони срываются с места. Змей, словно огромный парус, вздувается и через мгновение поднимается в воздух. А вместе с ним отрывается от земли и сам изобретатель, который крепко держался за привязанный к аппарату канат.
Вскоре обстоятельства сложились так, что Можайский вынужден был выехать на Украину. Здесь, в местечке Вороницы, на Подолии, он прожил несколько лет и продолжал свои опыты.

В сознании исследователя уже четко вырисовывались контуры будущего самолета. Требовалось только построить его. Но где добыть материалы и механизмы? В провинции ничего нет. Ободренный первыми успехами, Александр Федорович летом 1876 года выезжает в Петербург, чтобы там, как он писал, «проверить свой проект воздухоплавания».

На теоретические и экспериментальные разработки уходит еще несколько лет. В июне 1880 года Можайский подает заявку на изобретенный им летательный аппарат. Однако в средствах для постройки самолета было отказано. Александр Федорович все же не падает духом. Заложив свое имение в Котельникове, продав личные вещи, вплоть до обручальных колец, он сооружает на свои скромные сбережения полноразмерный аэроплан.
20 июня 1882 года, на 26 лет раньше инженеров Райт, в Красном селе, под Петербургом состоялся полет первого в мире самолета. Управлял им ближайший друг и помощник Можайского — механик Иван Голубев.

В ходе испытаний выяснилось, что для устойчивого полета мощность двигателей недостаточна. Ученый спроектировал новые, более совершенные паровые машины, изготовление которых поручалось Обуховскому сталелитейному заводу. Однако выполнение заказа затянулось. Изобретателю так и не удалось увидеть усовершенствованный самолет в воздухе.

Измученный длительной борьбой за признание своего изобретения и бесконечными поисками денег для продолжения научных работ, в 1890 году Александр Федорович скончался в Петербурге.

В селе Котельникове до наших дней сохранился просторный двухэтажный деревянный дом. На нем установлена мемориальная доска:

«Здесь в 1862—1869 годах жил
МОЖАЙСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ —
создатель первого в мире самолета».

В областном краеведческом музее экспонируется коллекция вещей и предметов, принадлежавших Можайскому. Среди этих редких экспонатов — чертежный стол, за которым работал изобретатель, фарфоровые и бамбуковые вазы, вывезенные им из Японии во время кругосветного путешествия, книги по естественно-математическим наукам. Тут же экспонируется модель аэроплана, сделанная в 1/20 натуральной величины.

В честь Можайского названа улица в Завокзальном микрорайоне.

<<< Назад В начало Далее >>>