Насон - История города Вологды - Уровень грамотности

Историческая справка

Челобитные и другие актовые документы XVII века дают возможность определить грамотность взрослого мужского населения черносошного крестьянства: она составляла от 5 до 25 процентов от общего их числа. Выше уровень грамотности был в Важской земле, Тотемском и Велико устюгском уездах. Местная практика обучения детей в черносошной деревне определилась еще в XVI столетии: учителями, или особыми «мастерами грамоты», являлись церковные и «площадные» дьячки и просто грамотные крестьяне. Просвещению в значительной степени (пособствовали монастыри, в каждом из которых была книгохранильня, а в некоторых и книгописные мастерские. Сельские церкви тогда выполняли как бы и роль библиотек, они выдавали крестьянам книги на время. Грамотность и книжность крестьян подтверждают и таможенные книги: например, на рынке Устюга ежегодно регистрировалась продажа псалтырей, евангелий, часословов и других книг, здесь же продавалось но 300—700 стоп писчей бумаги; покупателями и продавцами обычно были крестьяне. Так, крестьянин Кильчанской волости Устюжского уезда Иван Гурьев занимался перепродажей книг, которые привозил из Москвы. В 1654 году на тотемской ярмарке крестьянин Кокшеньской четверти Максим Вечиславов купил певчую книгу. Крестьяне нередко упоминаются среди книголюбов XVII века. Например, книгу «Зерцало» имел крестьянин Спасо-Прилуцкого монастыря Анфилофей Масленников, а затем ею владели дети Масленникова Иван и Яков. Обзаводились крестьяне и такими редкими книгами, как азбуковники — словари иностранных слов, необходимыми им для торговли с иноземными купцами на Северном речном пути. Перепись 1785 года также отразила уровень образования бывших черносошных и монастырских крестьян, ведь на севере она проводилась в основном силами местных грамотеев, а их требовалось только для переписи в 269 общинах-волостях около трех тысяч плюс те многочисленные крестьяне, которые записывали ответы мирских выборщиков на сотни вопросов трех государственных ведомостей. Среди крестьян, находившихся в крепостной зависимости, грамотных было значительно меньше. И еще отмечается одна особенность: чем больше ремесленников имеет волость, тем выше ее грамотность. Наиболее же высокой грамотностью в то время отличались старообрядцы.