Насон - История города Вологды - Малые обители: монастыри-богадельни, монастыри - общины

Малые обители: монастыри-богадельни, монастыри - общины

История почти не сохранила сведений о малых монастырях, затерявшихся в глубинных уголках Севера. По-видимому, их было несколько десятков. Некоторые из них, просуществовав век-полтора, исчезали почти бесследно, оставив после себя в исторических источниках лишь одно-два упоминания. Чаще всего такие малые монастыри и пустыни возникали в черносошных волостях, вдали от городов, больших монастырей и церковных центров.

Вчитаемся в те скупые строки документов XVII века, где сохранились хоть какие-то сведения о некоторых из малых монастырей.
1561 г. — “В Каргопольском уезде волость Тихменга на речке на Тихмонге. А в ней погост. А на погосте церковь Никола чюдотворец да теплая церков Введение пречистые. На погосте ж: двор— поп Борис, двор — проскурница Татяна, да II келеи, а жывут в них старцы черные”.
1561 г. — “На усть реки Золотици погост. На погосте церков Никола чюдотворец. На погосте ж в кельи черной поп Еоустратей да пять келей. А в них живут старицы”.
1646 г. — “Монастырь Спаской Сойгинской, а на монастыре церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, да церковь Рождества Пресвятой Богородицы древяны шатровые, а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и все церковное строение монастырьское и вкладчиков: а слуг в монастыре и детенышев, и крестьян нет, тружаютца в монастыре вкладчики Еренского уезду государевы крестьяне розных волостей, а в деревнях половщики. А на монастыре келья черного попа Васьяна, да келья келаря Нектария, да келья казенная, да 5 келей пустых...”.

Очевидно, что такие монастыри могли оформляться вокруг некоторых приходских храмов. Здесь образовывались своеобразные общины “старцев” или “стариц”. Ими могли стать и те бобыли и нищие, которых повсеместно упоминают писцовые и переписные книги живущими в кельях близ сельских церквей. Вполне вероятно, часть из них имела законное пострижение от игумена или строителя какого-нибудь местного монастыря.

Эти малые монастыри были наиболее близки крестьянству. Их жизнь определялась волей и традицией местного “мира”. Содержали их всем обществом.

Время от времени кто-то из благочестивых крестьян мог завещать или “вкладывать” в такую обитель что-либо из своей недвижимости: пожню, земельный участок, амбар и т. п. Тогда у обители появлялись собственность, но распоряжался ею скорее всего местный церковный староста, видя в ней часть владений приходской церкви. Даже внешний вид такой обители сильно отличался от тех знакомых нам по более поздним временам монастырских комплексов из величественных белостенных храмов, окруженных каменными стенами. Чаще всего это было несколько небольших келий-избушек, теснившихся неподалеку от приходского храма. Для окружающего крестьянского мира такой монастырь не был обузой, более того—он представлял своего рода местную богадельню, где могли получить кров и пищу одинокие и престарелые.

Иной вариант представляли малые монастыри типа упомянутого выше Спасо-Сойгинского, основанного в 1539 году монахом, коми по национальности, Симоном в низовьях Вычегды. В хозяйстве монастыря числилось 5 дес. пашенной земли, мельница, хозяйственные постройки. За ним было закреплено 8 крестьянских дворов с 10 дес. пашни и сенокосными угодьями. Однако монастырь временами приходил в упадок (такой факт зафиксировала и писцовая книга 1646 года), и тогда жизнь в нем сохранялась благодаря вкладчикам, становившимся фактическими хозяевами положения. Переселившиеся в малый монастырь, соединив свое (может быть, пошатнувшееся) хозяйство с возможностями монастыря, они достигали обоюдной выгоды.

Малые черносошные монастыри Севера, как нам представляется, были уникальной страницей истории монашества, к тому же их эпоха—XVI—XVII столетия —сравнительно недолговечна. Новые времена сделают невозможным их существование.