Насон - История города Вологды - Изящные искусства в Дворянском собрании

Изящные искусства в Дворянском собрании

Возрождая наши славные художественные традиции, сегодня не лишним будет вспомнить деятельность Северного кружка любителей изящных искусств, который заложил основы всей последующей деятельности в Вологде в области живописи, графики, музейного дела и искусствознания.

В начале XX века здание вологодского Дворянского собрания было, без преувеличения, главным центром художественной жизни города в развитии изобразительного искусства. За десять лет, с 1908 по 1918 год здесь было проведено пять художественных выставок Северного Кружка любителей изящных искусств. Именно в этом здании был основан первый в крае специальный художественный музей. В 1916 году Кружок получил в Дворянском собрании комнату для размещения своих первых экспонатов, подаренных известными художниками русского «серебряного века»: Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, 3. Е. Серебряковой, Ф. М. Вахрушовым.

Остановимся на отдельных событиях и фактах культурной жизни начала XX века, непосредственно связанных с деятельностью вологодского Дворянского собрания и его дома в центре старой Вологды.
Северный Кружок любителей изящных искусств существовал в Вологде с 1906 по 1922 год. Он объединял в своих рядах местную интеллигенцию: художников и любителей искусства, учителей, врачей, юристов, инженеров, студентов. Устав СКЛИИ был утверждён вологодским Губернатором 18 февраля 1906 года. В нем были определены цели Кружка, формы его работы, средства к реализации творческих программ. В Уставе записано: «Северный Кружок Любителей Изящных Искусств, основанный в г. Вологде, своей основной целью ставит развитие, преимущественно, северного края в области изящных искусств.С. В. Чехонин . 1878—1936. Обложка книги Г. К. Лукомского «Вологда в её старине». 1914. Бумага, тушь. Из собрания Вологодской областной картинной галереи Первоначальная цель Кружка выражается в заботах о художественном развитии этого края и содействии процветанию, как чистого, так и прикладного искусства...» Свои главные творческие и просветительские задачи члены Кружка формулировали так: «Устройство периодических художественных выставок в городе Вологде и других городах, организация передвижных выставок по городам и сёлам, основание Вологодского Публичного Художественного Музея, общедоступной рисовальной школы и Художественно-Кустарного базара, а также деятельная заботливость о их дальнейшем процветании».

Членами-учредителями СКЛИИ были художник А. А. Борисов, инженер-технолог А. Н. Белозёров, художница А. Н. Каринская, профессор Академии художеств А. А. Киселёв, тайный советник С. В. Рухлов. Первым председателем Кружка был избран А. И. Сермягии, с 1912 года им руководила дочь купца первой гильдии и городского головы Елена Николаевна Волкова. О высоком уровне художественных интересов этой семьи говорит тот факт, что имение Волковых - Оса-ново - называли «Вологодским Версалем».

С 25 марта по 15 апреля 1905 года в Вологде проходила первая в истории города и края специальная художественная выставка. Она была организована в помещении Пушкинского Народного дома, который торжественно открылся 10 октября 1904 года. Позднее в журнале СКЛИИ «Временник» 1916 года А. Н. Белозёров так вспоминал об обстоятельствах организации этой выставки: «Это дело было нелёгкое, так как большинство художников, к которым пришлось обращаться с просьбами, относились к выставке весьма скептически, пожалуй, даже с недоверием - трепать свои картины, которые они так ценят, на какой-то вологодской выставке, давать их почти неизвестному лицу без всяких шансов на продажу или хоть другой успех в смысле популярности - всё это многим из них очень мало улыбалось и многие из них прямо-таки отказывали, а другие, которые и давали, то далеко не с большой охотой».

В первой выставке СКЛИИ участвовали 44 профессиональных художника и 27 местных любителя искусства. Выставку за 21 день работы посетило 3600 человек, что для тогдашней Вологды было редким событием. Далее с Народным домом Кружку сотрудничать не довелось. 1 мая 1906 года он был разгромлен и сожжён черносотенцами.

Всего СКЛИИ было организовано в Вологде 6 художественных выставок. Начиная со второй, в 1908 году, все они проходили в здании Дворянского собрания. О значении этих выставок в 1913 году рецензент газеты «Вологодский листок» писал так: «Сейчас к солнечной радости наступающей весны для нас, вологжан, присоединилась другая великая радость, которая не может быть испорчена никакой уличной лужей, не может быть обрызгана грязью. Я имею в виду 4 художественную выставку и распространяемую ею чудодейственную силу искусства, властную преобразить нашу мертвенно-застывшую, прозаическую общественную жизнь, как весна преображает лежавшую в снежных ледяных оковах природу...»

Выставки СКЛИИ в Дворянском собрании готовились тщательно, с вниманием к каждой детали. Были выпущены каталоги, кроме выставки 1913 года, когда был издан краткий толкователь экспозиции. Среди членов Кружка избирался распорядительный комитет, составлялась техническая комиссия и назначалось жюри для приёма картин местных художников-любителей. В отчётах Кружка можно прочесть: «Нельзя не отметить с признательностью постановления Дворянского собрания об уменьшении платы за пользованием помещением». Хотя членам Кружка приходилось платить и за помещение, и электичество, за работу кассира, сторожа и прислуги, за работы по установке и упаковке картин, за страховку произведений и устройство вернисажей. Выставки были платными, цены на билеты в 1913 году были, по денежному отчёту Кружка, - 25 и 10 копеек.

Об атмосфере художественных выставок СКЛИИ в здании Дворянского собрания писал в 1913 году петербургский журнал «Аполлон»: «Устроенная Северным Кружком любителей изящных искусств IV выставка картин помещалась в прекрасных залах старинного здания Дворянского собрания. Уже вестибюль дома Дворянства, с остатками прежней деревянной лестницы, переносит Вас в обстановку подлинно художественного. Большой светлый зал и гостиные были наполнены хорошо развешенными картинами, главным образом, художников группы "Мира искусства"... Выставку посетило 4500 человек в течение 2 недель времени. Успех очень большой, ведь это 1/10 всего населения Вологды! Дождёмся ли мы когда-нибудь в Петербурге, что выставку, хотя бы Весеннюю посетит 1/10 жителей Петербурга!». А рецензент вологодской газеты «Северное эхо» 20 марта 1913 года писал так: «В древности греки вели летоисчисление по олимпиадам. Культурную летопись Вологды можно вести по художественным картинным выставкам... Хорошее помещение и освещение придают выставке "серьёзную музейность". Как довольны остались бы художники, если бы здание это было обращено в музей».

Описывая открытие 5-й художественной выставки СКЛИИ в Дворянском собрании в марте 1914 года, газета «Вологодский листок» отмечала: «Просто не верилось, что всё это происходит у нас в Вологде, что назавтра каждый обыватель может за ничтожную плату пойти в эти залы и знакомиться с произведениями искусства лучших мастеров». Можно попытаться реконструировать эту самую значительную выставку Кружка, на которой впервые были представлены кроме традиционного живописного отдела еще архитектура и художественная старина. В зале и гостиной были развешены картины, рисунки и гравюры. Все особенно отмечали эскиз фрески Н. К. Рериха «Курганный народ», картину А. К. Гауша «Восход солнца», пейзажи, портреты и интерьеры Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, 3. Е. Серебряковой, Е. Е. Лансере, книжные иллюстрации Д. И. Митрохина. В аванзале были представлены архитектурные проекты и чертежи молодых тогда мастеров русского модерна и неоклассицизма Н. Е. Лансере, Г. К. Лукомского, А. И. Таманова, И. А. Фомина. В круглой гостиной размещались старинные вещи и портреты из дворянских усадеб и городских домов. Отдел художественной старины был особенно выделен в рецензии на выставку в петербургском журнале «Старые годы», где писалось: « ...была организована небольшая выставка местной художественной старины. Собранная в очень короткое время, она невольно имела неполный и случайный характер, но эти недостатки возмещались тем значением, которое она несомненно имела для некоторых посетителей, впервые почувствовавших здоровую и истинную прелесть старины... и убожество тех вещей, которыми окружает себя большинство наших современников... И если вслед за этим незаметно подкралась мысль, что это чудесное наследство, оставленное добрыми предками на нашу радость, следует не уничтожать, выбрасывать и переделывать, а по-настоящему любовно и зорко хранить, то труды устроителей были прекрасно вознаграждены». Выставки СКЛИИ в Дворянском собрании отличались особой заботливостью и вниманием устроителей. При входе в зал дамы-общественницы предлагали посетителям каталоги, в большом зале был сервирован чайный стол, был организован книжный киоск. Во время проведения выставок в Дворянском собрании и находящемся неподалёку зале Страхового Общества устраивались публичные лекции по истории и современному развитию живописи, о литературе и музыке. Среди приглашённых были известные искусствоведы и художественные критики Г. К. Лукомский, А. А. Ростиславов, Н. Г. Машковцев, В. Я. Курбатов, С. Глаголь. 21 октября 1913 года в зале Страхового Общества Кружком была устроена публичная лекция приват-доцента Петроградского университета, доктора истории музыки А. Ф. Каля «П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество». Лекция сопровождалась музыкальными иллюстрациями: был исполнен ряд произведений Чайковского, романсов, арий. Среди неожиданных для вологодской публики событий были - лекция философа и социолога искусства В. М. Фриче «Об истинном футуризме», лекция писателя и поэта Ф. М. Соллогуба «Искусство наших дней». О своеобразии публичных выступлений тех лет говорит тот факт, что лекция художника и искусствоведа Г. К. Лукомского «О старинной архитектуре в России» 17 апреля 1913 года длилась почти 5 часов и закончилась после часа ночи. Рецензент газеты «Вологодский листок» отмечал: «Г-н Лукомский совершенно упустил из виду, что провинциальный слушатель отнюдь не имеет и десятой доли того энтузиазма в вопросах искусства, каковым обладает он, избранный служитель красоты». В результате в 12 часов ночи началось бегство из зала, когда лектор объявил, что дошёл до середины своего рассказа. Но главным итогом этого выступления стала организация на следующий же день первой художественно-исторической экскурсии по Вологде для членов Кружка. Та же газета 21 апреля 1913 года писала: «Но положительной новостью для большинства вологжан явились те образцы светской архитектуры, которые открыты на наших грязных улицах г-ном Лукомским и о существовании которых многим из нас даже не снилось». И уже через год в петроградской типографии «Сириус» по материалам и на средства Кружка была издана монография Г. К. Лукомского «Вологда в её старине», не потерявшая своего историко-культурного значения и сегодня.

Анализируя качественный состав художественных выставок СКЛИИ в Дворянском собрании, нельзя не удивляться серьёзному концептуальному подходу к показу основных художественных объединений и группировок тех лет. Здесь были представлены работы самых ярких и полярных мастеров позднего Товарищества передвижников (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, К. В. Лемох), «Союза русских художников» (Л. В. Туржанский, П. И. Петровичев, С. А. Виноградов). Но особенной любовью членов Кружка пользовались произведения живописцев и графиков петербургского объединения «Мир искусства». В Вологде экспонировались картины, рисунки, акварели и гравюры Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, И. Я. Билибина, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и многих других. Именно выставки СКЛИИ в Дворянском собрании открыли широкой публике имена и творчество художников Русского Севера начала XX века. Здесь экспонировались и приобретались картины Ф. М. Вахрушова из Тотьмы, «полярные» эскизы А. А. Борисова, вологодские пейзажи А. Н. Карийской и Д. Э. Мартена. Многие из этих работ позднее вошли в классическую коллекцию русского искусства и сейчас находятся в крупнейших музеях страны. Выставки Кружка и первые произведения, полученные в дар или приобретённые СКЛИИ с выставок в Дворянском собрании, заложили основу формирования будущей научно-творческой и выставочной деятельности Вологодской областной картинной галереи.

Владимир Воропанов