Здание Дворянского собрания — памятник архитектуры XVIII века

Расположенный на пересечении улиц Пушкинской и Лермонтова бывший дом Вологодского Дворянского собрания в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения. Строительство главного дома городской усадьбы относится ко второй половине XVIII века. В Вологодском архиве сохранились упоминания, датированные 1792 годом, о том, что живший с 1785 года в Вологде коллежский ассесор А. С. Колычев имеет построенный им дом «в первой части в Кирилловской слободе в Рощенской улице».

В описи усадьбы за 1822 год говорится о доме, как о владении Дворянского сословия Вологодской губернии, доставшемуся по покупке от кадниковского помещика Ивана Колычева. Трудно говорить о первоначальном облике памятника. Как известно, он подвергался значительным перестройкам, особенно в интерьерах, в течение XIX- до начала XX века включительно.Фрагмент декора
При строительстве усадьбы в 1780-х годах за основу, вероятно, был взят один из образцовых проектов подведомственной Сенату Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы. Ее сотрудники разрабатывали образцовые проекты не только для столичных городов, но и для Твери, Торжка, Казани, Осташкова, а в 1780-х годах был выпущен ряд пособий для практической помощи застройщикам. В этих проектах особое внимание уделялось застройке угловых участков с целью закрепления нового регулярного плана города на месте. Кроме этого, угловой дом должен был служить образцом для застройки пересекающихся улиц, его скругленная часть резче акцентировала план города. Отличительной особенностью, характерной для второй половины XVIII века, является практически равная ширина окон и простенков фасадов. В зданиях начала XIX века, когда стало обязательным делать простенки шире окон, стена получает большую массивность.

В 1822 году, после капитального ремонта, внешний облик здания Вологодского дворянства приобретает все черты высокого классицизма Александровского времени. Следует отметить, что территория владения на всем протяжении XIX века была значительно больше, чем сегодня, - в нее входила и площадь, занимаемая бывшим детским садом по улице Пушкинской. В первой половине XIX века флигель по улице Пушкинской был двухэтажным, а угловая часть главного дома отмечалась ротондой - «вышкой» с полуциркульными окнами.
Во время реконструкции здания в середине XIX века, в основном, была изменена внутренняя планировка, которая и дошла до нашего времени. Тогда было сделано укрупнение внутреннего пространства парадной части - устроен двухсветный зал и изменен лестничный всход на второй этаж. Очень характерная черта того времени - геометрия оконных проемов третьего этажа в интерьерах не совпадает с внешними габаритами окон на фасадах. Применение подобных приемов говорит о том большом значении, какое придавалось внешнему облику здания.

Ремонты конца XIX- начала XX века не привнесли каких либо существенных изменений. Только в 1960-е годы, в связи с передачей памятника Вологодской филармонии, производится очередная перепланировка - разбираются дощатые полы на первом этаже, на их месте устраиваются бетонные с засыпкой подполья. Со стороны двора возводится каменная лестница, реставрируется декор интерьеров и фасадов, меняются на Здание дворянского собрания. 1960-е годы.новые паркетные полы на втором этаже.

К началу 90-х годов XX века большая часть здания пришла в аварийное состояние. При обследованиях с 1988 по 1992 год было выявлено большое количество сквозных трещин в стенах здания, зафиксированы деформации в его конструкциях, неравномерная осадка несущих продольных и поперечных стен. Причиной осадки явилось неудовлетворительное состояние фундамента. Известно, что раньше при строительстве сооружений фундаменты выкладывались на продольные лежни, лежащие на деревянных сваях 2-3-метровой длины. Такая система устройства основания здания могла быть долговечной только при условии постоянного нахождения его во влажном грунте. Современные техногенные влияния на условия грунтов привели к изменению уровня грунтовых вод, приведших, в свою очередь, к загниванию лежней. Аварийное состояние памятника усугубила засыпка ранее проветриваемого подполья, приведшая к поднятию капиллярной влаги из грунта по стенам на высоту до трех метров - увлажненная кирпичная кладка на уровне перекрытия между первым и вторым этажами вызвала загнивание концов деревянных балок перекрытия.

Все эти отрицательные факторы привели к потере пространственной жесткости здания. Для ее восстановления в несущие стены на уровне перекрытий были введены пояса из швеллеров, связанных между собой тяжами из арматурной стали. Для ликвидации дальнейших осадок пришлось применить буроинъекционное укрепление фундамента с его цементацией. Для устранения капиллярного подсоса было принято решение воссоздать проветриваемое подполъе с устройством пластового дренажа внутри здания и отсечной гидроизоляции методом инъектирования гидрофобного состава. Дополнительно снаружи по периметру стен произведена срезка позднего культурного слоя до первоначальной отметки, кстати, во время работ были вскрыты фрагменты булыжной мостовой.

Перечисленные мероприятия привели к воссозданию нормальных условий существования памятника, к его оздоровлению - это показали и наблюдения последних лет.

При реставрации особое внимание уделялось восстановлению облика интерьеров времени первойПарадная лестница половины - середины XIX века. В связи с утратой всех данных о характере планировки и отделки помещений первого и третьего этажей было принято решение сохранить поздние наслоения, частично реконструировав внутреннее пространство и приспособив его к нуждам Вологодской областной филармонии.

По интерьерам второго этажа, наиболее ценного в архитектурно-художественном отношении, были проведены дополнительные архивные и натурные исследования. Технологические исследования покраски интерьеров выявили цвет покраски середины XIX века, исследования аналогов памятников классицизма способствовали уточнению оттенков колеров. Особое значение придавалось реставрации зала филармонии -бывшего зала Дворянского собрания. При вскрытии поздних слоев покраски печей и пилястр обнаружились фрагменты отделки их под мрамор, раскрытие слоев побелки декора - карнизов и капителей показало, что ранее часть элементов для повышения выразительности декора покрывалась бронзовой краской, имитирующей позолоту, стены двухсветного зала имели первоначальную светло-желтую покраску. Эти данные легли в основу проекта отделки главного зала Дворянского собрания.

Несмотря на то, что столярные заполнения дверных проемов ко времени реставрации оказались в плохом состоянии, их решено было сохранить, протезировав пришедшие в негодность элементы. К сожалению, все оконные заполнения пришлось заменить новыми, запроектированными по аналогам.

Большие реставрационные работы проводились также и по парадной лестнице на второй этаж - был заменен массив кладки лестницы, отреставрированы или частично воссозданы металлические и деревянные балясины. Так как не сохранилось каких-либо данных о характере рисунка паркетных полов, решено было устроить их по образцам, типичным для первой половины XIX века, это паркет «плетенкой» и «в шашку».

Как известно, только лишь восстановление архитектурно-конструктивных элементов памятника не способно воссоздать в полной мере дух утраченного времени - для этого необходимо наполнить помещения соответствующим убранством: мебелью, картинами и графикой, мелкой пластикой, драпировкой проемов. Это могут быть как копии, так и оригиналы. Хотя в этом направлении предприняты некоторые шаги, хочется верить, что современный хозяин памятника - руководство филармонии со временем найдет возможность расширить количество декоративного убранства и художественных предметов, отражающих вкусы и воззрения наших предков.