Насон - История города Вологды - Петр I в Вологде и на севере

Петр I в Вологде и на севере

При Петре I Вологодский кремль стал государственной военной базой. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение, привезенное из Москвы для отправки водным путем, оборудование и оснащение для строящихся в Архангельске крепости и первых кораблей. В кремле останавливался сам царь во время своих приездов в Вологду. От стен Вологодского кремля начался поход Петра I на Нюхчу, Повенец, Орешек, закончившийся победой русского войска над шведами и основанием Петербурга.

Летом 1692 года Петр I был в Вологде проездом на Кубенское озеро с целью определения его пригодности для плавания потешной флотилии. Но озеро показалось царю мелким...

Второй раз Петр I проезжал Вологду 9 июля 1693 года, направляясь в Архангельск. С царем ехало сто пять человек: его ближайшие соратники, генералиссимусы князь Ф. Ю. Ромодановский и И. И. Бутурлин, стольники, сержанты, дьяки, доктор, священник Петр Васильев с восемью певчими и сорок стрельцов. Государь имел в этом походе звание сержанта Преображенского полка. Из Москвы до Вологды ехали по Московскому почтовому тракту на лошадях.

В Вологде Петр I пробыл четыре дня. 12 июля архиепископ Гавриил в парадной крестовой палате Симоновского корпуса устроил обед в честь высокого гостя. К обеду были приготовлены блюда из шекснинской стерляди и рыб, выловленных в Кубенском озере,— нельмы, сигов и щук. К столу были поданы свежие вологодские огурцы и мелкие грибы. После обеда царь и его свита выехали из Вологды в Архангельск водным путем на семи весельно-парусных карбасах. Плыли до Архангельска 18 дней.

В Архангельске Петр I остановился ниже города, у Мосеева острова, где для него был построен небольшой деревянный дворец. Дворец этот сохранился до наших дней, он перевезен в село Коломенское под Москвой, в Музей архитектуры.

Для морского плавания царя в Архангельске была приготовлена двенадцатипушечная яхта «Святой Петр». Государь проводил на ней английские и голландские корабли в Белом море и вернулся в Архангельск. Здесь Петр I впервые знакомился с жизнью морского портового города, иностранными кораблями, с постройкой кораблей на верфях в Соломбале. Архангельскому воеводе Ф. М. Апраксину он поручил к весне будущего года купить один корабль в Голландии, другой построить на Соломбальской верфи в Архангельске.

Свой карбас, на котором Петр I плыл из Вологды, «с парусом, с якорем и с заводи и со всею прикрасою и со снастью судовою» он подарил архиепископу холмогорскому Афанасию. Вместе с карбасом подарил разные флаги и большой штандарт с Российским гербом. Ему же Петр I подарил и свою карету, на которой ехал из Москвы в Вологду. 19 сентября царь поплыл в Холмогоры и через два дня прибыл туда. Осмотрев лесопильные заводы и корабельную верфь братьев Бажениных, Петр I вернулся на Двину, доехал до Костытова, а оттуда поехал в Москву почтовым трактом через Вологду. Приехал он в Преображенокое 1 октября, опередив свиту.

Третий раз Петр I был в Вологде с 4 по 8 мая 1694 года тоже проездом в Архангельск. С ним ехало около трехсот человек. Для их проезда от Москвы до Вологды по Московскому тракту в разных пунктах было выставлено по нескольку сот подвод. 2000 пудов пороху, 1000 самопалов и блоки для строящегося в Архангельске корабля, выточенные самим Петром, были перевезены из Москвы в Вологду по зимнему пути для отправки их в Архангельск водой. Постройка двадцати двух дощатых карбасов для проезда в Архангельск была поручена вологодскому воеводе князю П. Г. Львову.

По приезде в Вологду Петр I готовил суда к отплытию. В Козленской слободе осмотрел канатную фабрику. 8 мая, в 10 утра, флотилия карбасов отошла от берега, отсалютовала городу из всех пушек, получив с крепости ответный залп, и на веслах поплыла вниз по реке Вологде. К вечеру суда вошли в реку Сухону... 12 мая флотилия пришла в Великий Устюг, а 18-го — в Архангельск, пройдя весь путь от Вологды за десять дней. 20 мая в Архангельске в присутствии Петра I был опущен на воду корабль, построенный на Соломбальской судоверфи. 11 июля корабль был закончен отделкой и получил название «Св. Павел». А 21 июля из Амстердама прибыл и второй корабль — сорокачетырехпушечный фрегат «Святое пророчество» с экипажем из сорока матросов под командой опытного капитана Яна Флама.

В ожидании корабля из Амстердама Петр I совершил на яхте «Св. Петр» путешествие в Соловецкий монастырь. 23 августа царь и его спутники выехали из Архангельска водным путем по Северной Двине. От деревни Пенды они поехали Московской дорогой через Вологду на Москву.

Петр I, еще будучи в Архангельске, приказал воеводе Ф.М.Апраксину в этом же году нагрузить и отправить с русскими товарами в заграничный порт корабль «Св. Павел», а на следующий год — корабль «Св. пророчество».

Для защиты русских торговых интересов за границей Петр I учредил обер-комиссаров в Амстердаме, Гамбурге, Любеке и Копенгагене. Он посылал лучших своих купцов с русскими товарами на русских кораблях в иностранные порты. Они привозили сукно, свинец, горючую серу, медь, ружья, табак и другие товары. Такая торговля продолжалась с 1694 по 1718 год, за это время было построено тринадцать торговых кораблей.

Для наблюдения за правильным ходом торговых дел в Архангельске была учреждена коммерц-коллегия. В Мезени, Коле, Пустозерске и Кевроле были выставлены пограничные заставы, чтобы не допускать незаконный провоз товаров. 19 ноября 1700 года русская армия потерпела под Нарвой поражение и потеряла почти все пушки. Петром I был издан Указ о сборе четвертой части колокольной меди для литья пушек и мортир. Архиепископ Гавриил сверх требуемой государем четвертой части колокольной меди послал от своего дома новой котловой меди двести пудов. Только из Вологды было отправлено колокольной меди больше тысячи пудов.

Для литья пушечных и пищальных ядер, бомб, ручных гранат и пушек в 1702 году были построены два железных завода. Ижинский — на реке Ижине в городе Устюжне и Тырпинский — на реке Шогде в Белозерском крае. Сырьем для литья ядер служила местная болотная руда. После окончания Северной войны заводы были закрыты.

В конце 1701 года в Москве стало известно, что шведы готовятся к нападению на Архангельск через Белое море. Петр I сразу же стал готовиться к защите Архангельска. Он поручил стольнику Афанасию Брянчанинову ехать в Вологду и подготовить четыре тысячи ратных людей с ружьями и воинскими припасами; сто девяносто девять пушек разного калибра и к ним по 300 ядер на пушку, мортиры, бомбы, ручные гранаты, порох и фитили. Вологодскому архиепископу Гавриилу предписывалось построить в Вологде 100 дощаников и 245 барок со всякими судовыми припасами. 25 апреля 1702 года Петр I, двенадцатилетний царевич Алексей, военачальники и другие сопровождающие царя люди прибыли в Вологду. К их приезду было собрано 3000 стрельцов. На реке Вологде, у стен кремля, стояла готовая к отплытию флотилия судов. В первых числах мая флотилия направилась вниз по реке Вологде, в Архангельск. На веслах сидели солдаты бомбардирской роты Преображенского полка.

Во время поездки в Архангельск Петр I и его спутники останавливались в Тотьме и Великом Устюге. В Тотьме царь ознакомился с работой соляных варниц. Подойдя к трубному колодцу, из которого рабочие доставали бадьями соляной рассол, сам опустил бадью и вытащил ее с рассолом, чтобы узнать, насколько трудна эта работа и сколько за нее платят... 30 мая 1702 года, встреченные двинским воеводой Ржевским, чиновниками и иноземцами, Петр I и его приближенные прибыли в Архангельск, пройдя с пушечными выстрелами мимо города к дворцу на Мосеевом острове.

В Архангельске в это время заканчивалась постройка Новодвинской крепости. На верфи Бажениных были закончены и спущены в присутствии Петра на воду два фрегата — «Курьер» и «Св. Дух». Строил их Осип Баженин, за хорошую работу царь удостоил его звания корабельного мастера.

Закончив подготовку к обороне Архангельска, Петр I ждал шведов в течение июня и июля.
Убедившись в ложности слухов и в том, что шведы не собираются в поход на Архангельск, Петр I решил сам пойти к берегам Балтики. Но необычным путем — от берега Белого моря, через леса и болота, речки и озера на город Повенец, по Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве.

6 августа Петр I, царевич Алексей и петровское войско на тринадцати кораблях вышли из Архангельска к Соловецким островам. 10 августа они остановились у Заяцкого острова, 15 августа вечером Петр I получил известие, что «на кораблях идти возможно», ,и в тот же вечер с попутным ветром корабли ушли к поморскому берегу, к монастырской деревне Нюхче. 16 августа Петр с царевичем, офицерами и солдатами высадился на берег, где находилось около пяти тысяч онежских, каргопольских и белозерских крестьян, мобилизованных строить «Государеву дорогу» — от Белого моря до Онежского озера. Оставив два фрегата, необходимое снаряжение, боеприпасы, инструменты и продовольствие, Петр отправил корабли обратно в Архангельск.

Проводил изыскания и руководил строительством «Государевой дороги» Михайло Шепотов, сержант Преображенского полка, верный слуга и сподвижник Петра I*. 11 октября 1702 года русские войска, в числе которых были вологжане, под командой Б. П. Шереметьева и Н. П. Репнина штурмом взяли сильно укрепленную шведскую крепость Нотебург, бывшую русскую крепость Орешек, основанную в 1323 году у истоков Невы московским князем Юрием Даниловичем. Осадой крепости руководил Петр I. После взятия Нотебурга Петр I писал А. Виниусу: «Правда, что зело жесток сей орех был, однака, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила». Нотебург был переименован в Шлиссельбург,что значит Ключ-город: он открыл России путь к Балтийскому морю. 16 мая 1703 года по приказу Петра I на Заячьем острове, недалеко от устья Невы, была заложена Петропавловская крепость, положившая начало городу Петербургу.

В мае 1704 года в Финском заливе был построен форт Крон-шлот, преграждающий путь со стороны Балтийского моря вражеским кораблям к устью Невы. Осенью 1704 года на левом берегу Невы начались работы по строительству Адмиралтейства — судостроительной верфи русского Балтийского военного флота. Для строительных работ из Вологды, Шуи и Ростова, с посадов и уездов были направлены пятьсот лучших плотников. За хорошую работу вологодскому плотнику Чебыкину Петр I подарил серебряную золоченую кружку.

Так осуществилась многовековая мечта России о выходе к берегам Балтийского моря. Так создавался русский военный и торговый морской флот.

Одним из самых приближенных к Петру людей, кабинет-секретарь А. В. Макаров (1675—1750 гг.), был вологодский посадский человек. Служил подьячим при вологодском воеводе. В 1716— 1722 годах сопровождал Петра I в заграничных путешествиях в Данию, Мекленбург, Голландию и Персию.

В феврале 1722 года Петр I был в Вологде проездом из Москвы в Кирилло-Новозерский монастырь и Петрозаводск, на Марциальные воды. В следующий, и последний раз, Петр I с царицей Екатериной Алексеевной был в Вологде в марте 1724 года, возвращаясь в Москву с Марциальных олонецких вод. Жили они в каменном домике на правом берегу реки Вологды у вдовы голландского купца Гоутмана.

С основанием Петербурга стал развиваться новый морской военный и торговый порт в устье Невы. Для успешного его строительства необходимо было обеспечить прокладку дорог и водного пути. В 1708 году был закончен Вышневолоцкий канал, который соединил Каспийское море с Балтийским.

В 1710 году инженер Перри представил по поручению правительства проект канала между реками Шексной и Вытегрой через Белое и Онежское озера для соединения бассейна Волги с Балтийским морем. Это был проект будущей Мариинской системы. К осуществлению его в петровское время приступлено не было. В конце царствования Петра начали строить канал Москва—Волга, но со смертью царя строительство прекратилось. Петербургский торговый порт тем не менее продолжал развиваться и строиться. Значение Вологды как перевалочной базы товаров для Архангельского порта уменьшилось.

* В тридцатые годы несколько западнее «Государевой дороги» от Повенца до Беломорска построен Беломорско-Балтийский канал.