ВОЛОГДА В ИСТОРИИ РОССИИ

В начале 1870-х гг. в Вологодском уезде стали производить лучшие сорта сливочного масла. Поняв, что это дело прибыльное, помещики и крестьяне сократили производство зерна и стали интенсивно увеличивать количество молочного скота. Соответственно стало увеличиваться и производство сливочного масла. В то же время на рынке в большом количестве появился сыр. В 1895 г. из Дании были приглашены специалисты-инструкторы молочного дела; в городе были открыты две конторы для отправки масла за границу.

Торговое значение Вологды заметно упрочилось с проведением первой железной дороги в северном районе. В 1870 г. было получено разрешение на ее постройку, а в 1872 г. уже началось движение поездов по узкоколейной дороге от Вологды до Ярославля. Вологда в еще большем количестве стала получать товары из северного края и соседних губерний. Кроме того, она сделалась тем центром, куда стал поступать весь хлеб с Волги. До 1870 г. хлеб в Архангельск шел главным образом из Вятской губернии мимо Вологды — через пристани Ношульскую, что на р. Лузе (приток Юга), и Кайгородскую на Каме. С пуском в строй железной дороги Вологда — Ярославль эти пути транспортировки зерна стали терять свое значение.

Главными предметами привоза по ярославской железной дороге были мука пшеничная и ржаная, сахар, соль, спирт, мануфактура, керосин, табак, чай, сахарный песок. Из Вологды вывозились по железной дороге следующие товары: лен, деготь, мясо, сельди, масло сливочное, водка, дичь, кожа, рыба, пух и др. Ржи, ячменя и овса больше вывозилось, чем ввозилось, активно вывозился лен. Вместе с тем муки больше ввозили. В 1894 г. в Вологду по железной дороге поступило 4,5 млн. пудов товаров, из которых 2 млн. пудов ржаной и 1 млн. пудов пшеничной муки, предназначенных для Архангельского порта. Что касается вывоза, то он был значительно меньше, чем ввоз. Например, в том же 1894 г. было отправлено из Вологды в Ярославль чуть больше 600 тыс. пудов грузов.

В начале XX в. город превратился в важный железнодорожный узел на Европейском Севере. В 1898 г. железнодорожная линия была проложена до Архангельска. Первоначально она была узкоколейкой, а в 1908 г. ее стали менять на широкую колею. В 1914—1916 гг. проложили вторую колею железной дороги, и было открыто сквозное движение по линии Москва — Архангельск. В 1906 г. железная дорога связала Вологду с Петербургом.

С железнодорожным строительством связано и появление первого крупного промышленного заведения в городе — Транспортных мастерских Вологды, которые занимались ремонтом паровозов и подвижного состава. Появление такого предприятия резко увеличило численность населения города.

С середины XIX в. Вологда и Вологодская губерния превратились в место ссылки. Выбор был связан с тем, что по ряду параметров Европейский Север был схож с условиями Сибири: здесь была слабо развита промышленность, и потому очень низок процент рабочего класса, небольшие города сохраняли патриархальный быт, но главное — бездорожье, затруднявшее связь многих уездов губернии с центральными районами империи и создававшее почти идеальные условия для охраны. В 60—70-х гг. XIX в. здесь отбывали наказание многие известные политические противники царизма: Г. А. Лопатин, П. Л. Лавров, Н. В. Шелгунов, В. В. Берви-Флеровский и др. Большинство из них или весь период ссылки отбывали в Вологде, или жили здесь какое-то время.

С начала XX в. ссылка приобрела массовый характер. Первая большая партия ссыльных появилась здесь в 1900— 1904 гг. По официальным данным губернского жандармского управления, к началу 1903 г. в Вологде под гласным надзором полиции находилось около 60 человек. Среди них П. Л. Тучапский, С. Г. Струмилин, В. А. Карпинский, А. В. Луначарский, А. А. Богданов, В. А. Русанов, И. А. Саммер, Б. В. Савинков, Н. А. Бердяев. В годы первой русской революции (1905—1907) многие ссыльные были амнистированы, у других закончился срок. Вторая волна ссыльных приходится на 1907—1910 гг. В Вологодской губернии в 1907 г. насчитывалось 3,5 тыс. ссыльных, в Вологде — около 100. В этот период ссылку отбывали О. А. Варенцова (вторично), И. В. Сталин, В. Н. Подбельский, И. А. Саммер (вторично) и др. В последующие годы число ссыльных сократилось, но вплоть до 1917 г. город и губерния продолжали выполнять роль «подстоличной Сибири». По приблизительным подсчетам через вологодскую ссылку прошло в общей сложности около 10 тыс. человек.

Масса ссыльных, среди которых были представители почти всех политических партий, не оказала серьезного влияния на развертывание революционного движения и в крае, и в самой Вологде. Небольшой подъем революционного энтузиазма в конце 1905 и первой половине 1906 г.— вот почти и весь вклад Вологды в первую русскую революцию. Ссыльные не очень активно работали среди населения, большинство из них предпочитали круг знакомств из своей среды. Этому, конечно, есть объяснение — надзор полиции, патриархальный уклад городского быта, малая доля интеллигенции и др.

О местной интеллигенции в этот период стоит сказать особо. На рубеже двух столетий она заметно активизировала просветительскую деятельность. В 1891 г. образовалось Общество бесплатной библиотеки, преобразованное вскоре в общество «Помощь». Просветительской деятельностью занималось и Братство во имя Всемилостивого Спаса. В 1914 г. открылось общество «Просвещение», которое организовывало в Вологде лекции, приглашая столичных знаменитостей. В начале XX в. увеличилось количество библиотек, в городе было несколько книжных магазинов, работали краеведческие общества (ВОИСК и Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей), существовали художественный (Северный кружок любителей изящных искусств) и артистический кружки, постоянно выходило несколько газет. Справедливости ради стоит отметить, что достаточно ощутимых результатов в то время эта деятельность не принесла, но в будущем, несомненно, сказалась бы на культурном уровне населения. А пока... Вологда жила привычной, тихой и размеренной, неторопливой жизнью. Горожан интересовали отнюдь не политические новости, а повседневные заботы о хлебе насущном. По улицам города разгуливали овцы и козы, во дворах или на ближайших пастбищах паслись коровы и лошади... И внешний облик города менялся медленно и незначительно. В частности, в городской архитектуре появился новый тип деревянных жилых зданий — многоквартирные дома барачного типа с коридорной системой. Они впервые были выстроены за линией железной дороги, около Транспортных мастерских Вологды, и предназначались для рабочих этого предприятия. Подобных домов было не очень много, но позднее, уже в советское время, их число значительно увеличилось.

Обозревая многовековую историю города, можно сделать вполне определенный вывод: Вологда издавна и стабильно играла в экономике страны роль одного из важных торговых пунктов на Европейском Севере, была своего рода перевалочной торговой базой. Такую ее судьбу определило географическое положение и окончательно утвердило развитие транспорта, в первую очередь — железных дорог.