Насон - История города Вологды - Май

Май (травень)

Торжество пробуждения природы.

  • Ненадежно майское тепло.
  • Дождь в мае - жди урожая.
  • Нехорош сухой май.
  • Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины.
  • Май холодный - год хлебородный.
  • В мае два холода - когда черемуха цветет и когда дуб распускает листья.
  • В рубахе пахать - в шубе сеять.
  • Майская роса коням лучше овса.
  • Кукушка начнет куковать - морозу больше не бывать.
  • Рябина поздно расцвела - к поздней осени.
  • Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.
  • Кукушка закуковала - время сеять лен.
  • Большая роса утром - к хорошей погоде, нет росы - к дождю.
  • Высокая крутая радуга - к хорошей погоде, низкая пологая - к ненастью.
  • Дуб прежде ясеня лист развернул -к сухому лету.
  • Пчелы утром играют - будет ясный день.
  • Зеленый лист белой кувшинки всплыл и на воде распластался - майским заморозкам больше не бывать.
  • Пришел май - под кустом рай.

1 мая. Иван Новый, Кузьма. Рачительные хозяева засевают в этот день морковь и свеклу, говорили: "На Ивана Нового сей морковь и свеклу". Перед посевом они выходили утром к обетным студенцам — колодцам для смачивания семян и бросали в колодцы медные деньги для удачи. Другие смачивали семена речной водой в продолжение трех утренних зорь. Все проделывали это скрытно, чтобы завистливый глаз не вредил. Ольха зацвела -сей гречиху. Цветение фиалки и зацветание ивы-бредины указывают на начало сева редиса и моркови, лука, укропа и петрушки. Если начало мая теплое - в конце будут холода, и наоборот.

2 мая. Иван-ветхопещерник, воин, каратель воров. Георгий. В этот день поселяне отправляют молебен о защите от всех напастей. Повсеместное верование в Ивана Воина было столь сильным, что простолюдины прибегали к нему, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют ли кого, но вор не известен - немедленно обращились служить молебен Иоанну Воину, и тогда открывались обидчики и воры.
На святого Георгия поселянки выходили с концом холста в поле и говорили: "Вот тебе, матушка-весна, новая новинка". После чего уходили в надежде, что весна оденется в новину, а за хлеб, соль уродит в изобилии лен и коноплю.

3 мая. Феодор. Феодор-окликание предков. В этот день рано утром выходили на могилы и с причитанием окликали родителей, говорили: "На Феодора покойники тоскуют по земле". Одно из причитаний: "Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской! Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать..."

4 мая. Прокл. Прокл — проклятие нечистой силы. В этот день было в обычае проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали обычно старые люди за околицей, становясь лицом к западу. Злая нечисть отступала, а люди ограждались от нее на всю весну и целое лето. Особенно оберегали от нее скот.Рано зацвела черемуха - будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.

5 мая. Канун Юрьева дня. В этот день советовали высаживать на грядки лук, приговаривая: "Лук помогает от семи недуг", "Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук". "Лук да баня все правят". "Лук добро и в бою и во щах". "Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит". "На Луку высаживают на грядки лук". "Теплый май весну снаряжает (начинает)". Накануне Юрьева дня празднуется "Ляля". Девушки собираются на чистом лугу в третьем часу пополудни водить хороводы. Теплый май весну снаряжает (начинает). Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая. Егорий храбрый, Егорий вешний. Народ почитал Егория: По колена ноги в чистом серебре, По локоть руки в красном золоте, Голова у Егорья вся жемчужная, Во лбу-то солнце, в тылу-то месяц, По косицам звезды перехожия... Говорили: "Пришел Егорий — и весне не уйти", "Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает", "На Егория с кормом, на Александра (6 декабря) с мостом" — зимний путь. На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, потому что "На Егория из-под спуда зелену траву выгоняет". Скот же выгоняли вербою с вербного воскресенья (воскресенья перед Пасхой), считали вербу символом силы, роста и здоровья. Слегка ударяя скот, приговаривали: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растет, так и ты расти!".
Выгоняли скот на Юрьеву росу, приговаривая: "Будь здоров, как Юрьева роса", "Юрьева роса от семи недугов", "На Юрия роса — не надо коням овса", "Гони животину на Юрьеву росу", "На Юрия дождь — скоту мягкий год". Юрий — праздник пастухов, их кормят в поле мирскою яичницей, наделяют холстом и деньгами, при этом веселятся все поселяне. На Егория пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний — с Ивана до Тихона (7—29 июня), "Яровое сей до Егория", но говорили: "На Егория выезжает ленивая соха", "Егорий — ленивая сошка". "Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия". Любил русский народ сравнивать Егория и Николу: "Егорий с теплом, а Никола с кормом", "Егорий с водой (с росой), а Никола с травой", "Егорий с ношей, а Никола с возом", "Егорий с кузовом, Никола с возом". На Юрьев день начинаются сельские гулянья, водят вечерние хороводы, поют песни. Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: "А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день". На Егорьевской неделе прилетали ласточки. Существует много примет на этот день: "Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев", "На Егория роса — будут добрые проса", "На Егория мороз — будет просо и овес, гречи хороши", "На Егория мороз — под кустом овес", "Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь", "Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку".

7 мая. Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 морозов. Савва и Евсей - овсы отсей. Запасы прошлогоднего хлеба все более истощаются: "Савва (Стратилат) на Савву (Печерского) глядит, тяжелому май месяцу последнее зерно из закрома выгребать велит". А деревенские краснобаи сыплют в этот день поговорками-прибаутками: "Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!", "Богат Савва, знай, по миру ходит да под окнами славит!", "Всего у меня вдоволь, чего хочешь — того и просишь!" — "А дай-ка, брат, хлебца!" — "Ну, хлеб-то давно весь вышел, поди возьми у Савки в лавке". "Днем раньше посеешь — неделей раньше уберешь". "До поры до времени не сеют семени". С этого дня бывает еще 12 морозов. "Землю согрело, не опоздай с посевом". "Когда на дороге грязь, тогда овес — князь". Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения. "Савва — кончается хлеб, начинается голодный май". "Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога".

8 мая. Марков день. Говорили: "На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко". На Марка певчие птицы прилетали стаями и "обживали" новые "квартиры", а поселяне наблюдали: если птицы летели на конопляное поле, то ожидали хорошего урожая конопли. Также бросали по двору конопляное семя для домашних и залетных птиц. В этот день выходили ловить тенетами чижей. Святой Марк — ключник, владеет ключом от дождей, а поэтому малороссы в этот день постятся и молятся ему, чтобы он не запирал дождей и не творил засухи. "Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых". Высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая — к ненастью. Даст небо дождь, а земля—рожь. Дождь — мужику рожь, а бурлаку вошь. Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. Зашепчет дождь тихим голосом — поднимется рожь тучным колосом.

9 мая. Цветение черемухи (раннее - 4 мая). Похолодание. Посев ранних яровых. Зеленение садового жасмина. Зацветает черная смородина. Если лист березы развернулся полностью - можно сажать картофель.

10 мая. Семен-ранопашец. Во многих районах — начало ранней пахоты, говорили: "Рано пар паши — урожаи хороши", "Не ленись с плужком — будешь с пирожком", "На пашне огрехи, в кармане прорехи", "Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится". "Вскачь не напашешься". "Глубже пахать — больше хлеба жевать". "За вешней пашней — шапка с головы свалится, не подыму". "Землю пахать — не в бабки играть. И поедим, и спляшем, только пашню спашем". "Мужик умирать собирайся, а земельку паши". "На пашне огрехи, в кармане прорехи". "Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают". "Святой боже пахать не поможет".

11 мая. Максимов день. Ясон и Максим — целители от лихорадки. Больных, страждущих весенними лихорадками, в старину с этого дня начинали отпаивать березовым соком. Суеверные старушки с обетными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попутного теплого ветра с юга, говорили, что теплый ветер на Максима приносит здоровье. По их понятию, теплый ветер поселялся в обетную ладанку, которую после надевали на больного — "На Ясоне ветер тепляк-здоровяк". Начинается сбор березового сока. Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход солнца — ведреное лето. Теплый ветер на Иасона приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком.

12 мая. 9 мучеников.Мученики считаются в народе толкователями сновидений и избавителями от оспы. Их имена знахари нашептывали над больными, чтобы исцелили от «девяти недуг, от девяти напастий: чтобы его не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило. Слово мое крепко - крепче железа. Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест. Заперто мое слово на семьдесят семь замков, замки запечатаны, ключи в океан-море брошены, кит-рыбой проглочены. Аминь!» День считался днем целений.Разворачивает почки поздняя черемуха (ранняя начинает цвести в апреле). Распускаются красный клевер, последние душистые фиалки, ландыши.

13 мая. Яков-звездоночный. В старину с этого дня прекращали всякое сватовство, считая, что наступающий май месяц очень невыгоден для новобрачных, потому всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. Были и такие приметы на этот день: теплый ветер и звездная ночь на Якова — к сухому и вёдреному лету (то есть теплому лету). Ясный восход солнца — вёдреное лето. Теплый вечер на святого Апостола Иакова и звездная ночь — к урожаю.

14 мая. Еремей Запрягальник. Самая ленивая соха - и та в поле. Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. Третья и последняя встреча пролетья. На Еремея по ранней росе шли на посев, говорили: "С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай на посев, подымай сетево", "Еремей, Еремей, — про посевы разумей!", "На Еремея по ранней росе иди на посев", "Овес сея, моли Еремея", "Сеять горох после пророка Иеремия — червей кормить". По наблюдениям крестьян, "Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригоже", "На Еремея непогода, всю зиму промаешься".

15 мая. Афанасий теплый. Барыш-день. Борис и Глеб-сеятели. Борис — соловьиный день, день кукушек. На Бориса начинают петь соловьи, говорили: "Малая птичка соловей, а знает май", "Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку", "Соловей запел — вода на убыль пошла". "Соловей поет всю , ночь — будет солнечный день", "Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето". И еще говорили: "Борис и Глеб сеют хлеб", "Борис и Глеб — сеятели", если "Не отсеялся до Бориса — с Бориса и сам боронися", "Не отсеялся до Афанаса — не поешь хлеба до Спаса" (14 августа).

16 мая.Мавра-молочница. Тимофей и Мавра-зеленые щи. В зеленые щи крапиву ищи. Трогаются в рост побеги ели. Обильней становится крестьянская пища. Подросли крапива, щавель, лебеда, сныть; говорили: "В зеленые щи крапиву ищи", "Мавры-зеленые щи — крапиву щипли", которая и "жгуча родится, а в щи годится". Коровы прибавляют молоко, так как с поля сытыми приходят, а "Хозяйке легко, коль на столе молоко", "Маврушка покушай, а Маковей — поговей". Приметили: "Соловьи запели перед Маврой — весна зацветет дружно". "Когда на Мавру цветет черемуха — всегда холод живет", считали, что "Цвет черемухи холод приносит".

17 мая. День Пелагеи. Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Зеленеет дуб. Зацветают вишни, яблони, груши, ранние сорта калины, шиповника. В садах - время прививки (копулировки) плодовых деревьев.

18 мая. Ирина, Арина. Ирина-рассадница. Рассаживают рассаду капусты по грядкам, приговаривая: "Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!" По традиции са-жанием овощей занимались исключительно женщины, "если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода".

19 мая. Иов Горошник. Иов Огуречник. Сажают огурцы, поливая их прудовой водой. "Ясный восход — Иов росы распустил", Пора огурцы сажать, по наблюдениям поселян: "Большая роса, ясный день — к урожаю огурцов", "Ясный день — обилье в этот год огурцов", "Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю". В этот день сеют горох, бобы, надобно сеять их на сырой земле, на закате солнца, при ущербе луны, для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, посева не видели. И еще: "Репу и горох не сей подле дорог", "Кабы на горох не мороз, он бы через тын (забор) перерос", "Горох, при северном ветре посеянный, выходит всегда жесткий и не разваривается; при западном (ветре) же и юго-западном сеянный бывает мелок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами". При посеве поют: "Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-три-десят", "Сею, сею бел-горох: уродися, мой горох, и крупен и бел, старикам на потеху, молодым ребятам на веселье".

20 мая. Месяц рожками вниз — к теплу, месяц красен — к дождю. Если во время заката солнечный диск больше обычного и красный, на следующий день следует ожидать ветреной погоды без дождя (осадков).

21 мая. Иванов день. Иван-градобой, пшеничник. "Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу", "На Ивана Богослова посев пшеницы", но "Не сей пшеницы раньше дубового листа (то есть раньше его появления)", "Пшеницу сей, когда черемуха зацветет", На Ивана Богослова пекли обетные пироги на угощение странников и нищих. Примечали: "День с дождями — гриб пойдет полками".

22 мая. Никола Вешний. Травный день. Никола весенний, теплый, травный, морской, хранитель от бед. Николай Чудотворец— заступник и покровитель русского народа: "Нет за мужика поборника — супротив Николы", "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает", "Проси Николу, а он Спасу скажет". Чудотворец Николай есть посредник между Богом и людьми, и к нему такое имеют сильное верование, что русский, войдя в церковь, устремляет свое набожное внимание на его образ и молится ему с не меньшим усердием, как самому Богу, призывает его на помощь: "Святой Николай Угодник! Помоги мне, Святой Чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий". Моряки во время бурь па водах выносят чудотворный образ святого Николая на палубу и молят его о спасении. От Николы осталось двенадцать холодных утренников, коли не весной, то до середины сентября. С Николы вешнего сади картофель. Говорили: "Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет", "Где гроза, там и вёдро", "Быть бы ненастью, да дождь помешал", "В Николу как дождь — будет хлеб и рожь". Считали, что "Иней на Николу — к урожаю", "Перед Николой иней — овсы хороши будут", "Пришел бы Николин день, а то будет тепло". "Два Николы: теплый и холодный, два Егорья: холодный и голодный", "Никола-осенний лошадь на двор загонит, Никола-весенний — откормит", "Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою, теплом, дождем". "До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы — живи не тужи". Приметили: "Если на Николу заквакает лягушка — хорош овес родится". На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся.

23 мая. Симон. Сбор трав, поиск кладов. Одни говорили: "На Симона Зилота земля именинница: грех пахать", другие, наоборот, "Сей пшеницу на Симона, родится, аки золото". В этот день ходят по лесам и полянам, собирают разные травы, которым приписывали особенную целебную силу, копали коренья на зелья. А также в день Симона Зилота ищут клады, думая, что между Зилотом и золотом есть какая-нибудь связь.

24 мая. Мокей Мокрый. Мокий (Мокей) мокрый. Мокии - погодоуказник. День этот считается показателем погоды для целого лета. Поселяне заметили: "Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее", "В день Мокия мокро, все лето дожди и сырость, и наоборот", "Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься", "Туман на Мокия — к мокрому, грязному лету", "Если восход солнца багряный, то ожидают лета грозного и пожарного". Если в этот день мокро, то все лето будет мокрое.

25 мая. День Епифана. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное.

26 мая. Лукерья Комарница. Появляются комары, начинается сбор лекарственных трав. Лукерья-комарница, гречкосейка. В это время появляются комары, предвестники тепла, и берутся народ жалить: "Мошка — крошка, а человеческую кровь пьет", "Ино от комара да в обе руки не отмашешься", "И комары лошадей заедают". Считали, что "Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи", "Много комаров— готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек", "Комаров мало — овсов и трав не будет", "Комара много — дождь завтра будет".

27 мая. Сидор-огуречник, Сидор-сивер. Говорили: "На Сидора еще сиверко (холодно)", "Коли на Си-дора сиверко, и все лето таково", то есть холодное, но "Прошли Сидоры, прошли и сиверы" или "На Сидора отойдут все сиверы". На Сидора можно сажать огурцы при условии, "Если весь день будет ясный, то будет хороший урожай огурцов; а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, то посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а в поздних будет урожай". На Сидора — первый посев льна: "Как кукушка закукует, так и сеять лен". На Сидора прилетают стрижи и ласточки, приносят тепло: "Ранние ласточки — к счастливому году".

28 мая. Пахом Бокогрей. Пахомий теплый, бокогрей. К этому времени становится теплее, говорили: "Пришел Пахом — запахло теплом", "Пахомий теплый", "Пахомий-бокогрей". Считали, что если "На Пахомия тепло — все лето теплое". На Пахомия поздний посев овса и пшеницы.

29 мая.Федор-житник. Народ преподобного Феодора Освященного называет Житником, так как день памяти этого угодника служит самым крайним сроком для яровых посевов. На Федора непременно надо сеять жито (ячмень). "Роди, Боже, жито тоже, а без гороху проживем по троху".

30 мая. Вылет последних комаров-кусак. Средние сроки зацветения сливы. Окучивают ранний картофель, если не сделали раньше.

31 мая. Федот Овсяник. Наступление тепла. Последний дуб лист развернет. Федот-овсянник и семь дев-льяниц. Считали, что "Придет Федот — последний дуб листы развернет", "Коли на святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой", потому что "Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род", "Пришел Федот, берется земля за свой род". На Федота-житника — сей жито (ячмень). В этот день семь дев сеют первый лен. Семь дев: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия.