Благоустройство улиц

В 1780 году, когда образовалась губерния, в городе имелось 52 улицы и 41 переулок. По утвержденному плану Вологды создавалась новая система улиц, не совпадающая со старыми. Сохранились Златоустинская и Дмитриевская набережные реки Вологды, застроенные каменными домами после пожаров 1773—1774 годов. Остальные улицы создавались вновь. Из площадей сохранялись Соборная, Старая Торговая и Большая, но им устанавливались новые границы и названия.

Самой важной работой по благоустройству города было устройство каменных мостовых на проезжей части улиц. Они обеспечивали проезд и нормальное движение транспорта. Однако работы эти были дорогими. И в декабре 1840 года Правительствующий сенат по представлению министерства внутренних дел установил особый сбор в размере полпроцента от оценки частновладельческих зданий — всего более 90 рублей серебром — для устройства в Вологде новых каменных мостовых. Сбор был рассчитан на 10 лет начиная с 1840 года.
Построенные против частновладельческих домов мостовые сдавались владельцам по принадлежности для дальнейшего содержания их собственными средствами.

Устройство мостовых на площадях и улицах, против зданий городского ведомства производилось за счет городских доходов. Устройство мостовых на улицах против казенных и ведомственных Домов производилось за счет этих ведомств.

Город испытывал большие затруднения с заготовкой камня. В своих воспоминаниях П. Мясников сообщает, что в тридцатых годах XIX века существовал натуральный налог камнем на приезжающих в город на подводах. В торговые дни собирали с приезжающих на торг с товарами по четыре камня с лошади или деньгами в пользу города, на мостовые. Камень собирался у будок, которые строили на заставах и на перекрестках улиц.

В 1846 году в городе было 69 улиц и переулков, из них 27 улиц имели каменные мостовые.
В 1913 году в городе было 70 улиц, из них 37 имели каменные мостовые; 8 — каменные мостовые не на всем своем протяжении, 25 улиц имели деревянный настил и грунтовое полотно. Каменные мостовые имели все улицы в центральной части города и улицы с транзитным грузовым движением, а также выезды из города на тракты.

Освещение улиц

До 1904 года улицы Вологды освещались уличными фонарями с керосиновыми лампами. В росписи расходов города за 1888 год предусматривалось освещать город 428 лампами в течение девяти месяцев. Для этого требовалось: керосина по 2 пуда на лампу— 856 пудов; фитиля тканого по 6 вершков на лампу — 160 аршин, стекол по 2 на лампу — 856 штук. Зажигали и тушили лампы   фонарщики.

В 1904 году с вводом в эксплуатацию городской электрической станции в центральной части города были установлены первые 44 уличных фонаря с электрическим освещением.
Несколько позднее улицы стали освещать газокалильными фонарями. Такие фонари были установлены на Сенной площади, на Гостинодворской площади, на Дворянской и других улицах. Эти фонари давали яркое освещение, поэтому их устанавливали на перекрестках улиц, у общественных зданий, в тех местах, где останавливались извозчики...

Когда электростанция стала вырабатывать энергии больше, газокалильные фонари  были заменены  электрическими.

Улицы

В 1917 году в городе было 6 площадей и 70 улиц (в том числе и набережные).
Проезжая часть площадей и улиц в центральной части города и на выездах из города была замощена булыжным камнем на ширину четырех-шести метров. Часть улиц имела укрепление проезжей части жердевым настилом по лагам, на окраинах города проезжая часть была грунтовой и не имела покрытий. По обе стороны жилых улиц устраивались деревянные тротуары шириною до метра, а между ними и домами — озелененный палисадник.

Поэтому одной из первых работ в этом направлении было устройство настоящих каменных мостовых. Начали это дело с городского рынка — площадь от проспекта Победы до улицы Маяковского замостили камнем. Рынок избавился от грязи. В последующие годы были построены подъезды к станции железной дороги и промышленным предприятиям, а также устроены каменные мостовые при выезде на Ленинградское шоссе, на проезжей части улиц Кирова, Ленинградской, Октябрьской, от улицы Воровского до железнодорожного переезда у ВПВРЗ, Первомайской, от улицы Урицкого до товарного двора станции Вологда-1, улиц Жданова, Герцена и многих других.

В 1926—1930 годах устроены взамен деревянных асфальтовые тротуары на главных улицах в центральной части города. Для оснований тротуаров был использован строительный мусор от разборки каменных зданий.

В 1929—1931 годах возвели одно из замечательных сооружений города — Октябрьский мост. Железобетонный, трехпролетный, на каменных устоях — мост через реку Вологду против улицы Чернышевского.