Городской транспорт

В XIX веке основным видом городского транспорта являлся легковой и грузовой конный транспорт.

Пассажиров перевозили легковые извозчики, стоянки их были во многих местах города. Перевозкой грузов для населения, мелкой промышленности и торговли занимались ломовые извозчики. Более крупные подряды: по перевозке грузов на станцию железной дороги, к речным пристаням, к окладам и магазинам торговых фирм — выполнялись специальными транспортными конторами.

Извозчики на площади перед Каменным мостом

По данным на 10 октября 1957 года, на вологодских автобусных маршрутах работало 80 автобусов. Для сравнения скажем, что в январе 1941 года на городских линиях «бегали» 22 автобуса. ТранспортныеСтарый автобус средства, перевозившие пассажиров, имели марку «ЗИС» (позже — «ЗИЛ»). Интересно, что тогда стоимость проезда зависела от количества остановок, которые проехал пассажир. К концу 1970 года в Вологде насчитывалось 144 автобуса общего пользования, а к концу 1985 — 345. В 1970 году длина автобусных линий внутригородского сообщения составляла 120 км, а в 1985 -198 км. В 1970 году житель Вологды в среднем за год совершал 315 поездок в городских автобусах, а в 1985 — 265. Средняя дальность поездки пассажира в 1970 году составляла 3,4 км, а в 1985 — уже 4,5 км.

В соответствии с Генеральным планом развития города Вологды, утвержденным в 1976 году, началось строительство трех транспортных колец: малого, среднего и большого. Малое и среднее кольца связывают между собой жилые районы. Большое кольцо планировалось проложить вне жилой территории. Оно должно было соединить промышленные предприятия, ведущие в Вологду автодороги и освободить жилые районы и центр города от транзитного грузового транспорта. Воплощение этого дорогостоящего проекта в реальность растянулось на десятилетия.

В 2000 году более 85 процентов жителей Вологды ежедневно пользовались услугами пассажирского транспорта. Основными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки в Вологде, являются муниципальное предприятие «ПАТП-1» и ОАО «Вологдаэлектротранс». В декабре 1996 года на улицахГородской транспорт Вологды появились первые троллейбусы совместного предприятия «Шкода-ВМЗ». В течение 2000 года пассажирский транспорт Вологды перевез около 69 миллионов платных пассажиров (по 188200 человек ежедневно). Общая сумма сбора от продажи билетов и проездных составила за 2000 год по городу 134,5 миллиона рублей (367 тысяч рублей в день). Кроме того, четверть вологжан имеет право на бесплатный проезд. На 1 января 2001 года в Вологде действовало 32 автобусных маршрута, общей протяженностью 293 км; 8 троллейбусных маршрутов, протяженностью 58,35 км, 4 линии маршрутного такси. В Вологде насчитывается около 370 автобусных и троллейбусных остановок. Предприятия, осушествляющие пассажирские перевозки в Вологде, располагают более чем 170 автобусами и 100 троллейбусами. Ежедневно на линии выходят 120—130 автобусов и 55—60 троллейбусов. В 2000 году было выполнено 1,6 миллиона пассажирских рейсов (4400 каждые сутки). Впрочем, в «часы пик» на одном квадратном метре площади транспортного средства вместо предусмотренных нормой пяти человек ухитряются разместиться девять.