Насон - История города Вологды - “Часовенные приходы”

“Часовенные приходы”

Яркой особенностью севернорусского сельского прихода в течение ряда веков было существование в его рамках так называемых “часовенных приходов”. Центром такого прихода становилась часовня—малая безалтарная церковь, предназначенная для совершения некоторых общественных молитв. Строились часовни так же, как и приходские храмы, “крестьянским иждивением” и содержались крестьянами.

В XV—XVII веках строительство часовен по сути являлось дальнейшим движением христианства вширь и вглубь. Поскольку священника при часовнях иметь не полагалось, то позволительные для мирянина службы— чтение “часов”—проводили в них сами крестьяне. Они были полными хозяевами в “часовенном приходе”.

При некоторых часовнях накапливалась казна, могущая стать при необходимости ссудной кассой, строился хлебный амбар, образовывались земельные владения. Бывали случаи, когда часовенная автономия заходила слишком далеко: часовенные богомольцы переставали считать себя прихожанами основного храма и приглашали в свою часовню для совершения богослужений священнослужителей любого прихода или даже ближайших монастырей. Такой путь в конце концов вел не только к конфликтам, но и мог привести к выпадению “часовенного прихода” из. канонической церковно-административной системы.

С конца XVII века церковная власть повела в отношении “часовенных приходов” жесткую ограничительную политику: часовенные земли и казна описывались и передавались приходской церкви, часовни отдавались под неусыпный ,и непосредственный контроль приходского клира. Процесс этот проходил болезненно и занял весь XVIII век. К исходу его “часовенные приходы” прекратили свое существование. Часовни же превратились в важную и непременную часть приходского пространства.

Опыт “часовенных приходов” переняли старообрядцы-беспоповцы. Именно часовни со второй половины XVII века нередко становились духовно-религиозными центрами старообрядчества. Кстати, с этим было связано и стремление церковного руководства к уничтожению часовен вообще, которое имело место в конце XVII—первой половине XVIII веков. Тогда многие часовни, являвшиеся памятниками деревянного культового зодчества, были разобраны. Однако при первой же возможности крестьяне их строили вновь и вновь. В начале нынешнего века в северных приходах часовен было намного больше, чем храмов.

Городские часовни в подобие приходских центров не превращались. Они возводились в память каких-либо значительных событий, чаще—на кладбищах.