Насон - История города Вологды - Храмоименования

Храмоименования

Как известно, престол православного храма освящался во имя священного лица или события. От этого получал название храм и весь приход. Преображенские и Троицкие, Ильинские и Никольские, Воздвиженские и Петропавловские, Покровские и Успенские—они со временем переиначили прежнюю языческую топонимику, наполнили быт северянина новым звучанием, внесли ежедневное напоминание о возвышенном и вечном. Храмоименования становились неразрывной частью историко-культурного пространства края.

Между ними есть явная и скрытая взаимосвязь и оцределенно—своя система. Православные Храмоименования Европейского Севера можно свести к пяти группам: 1) Господские, т. е. освященные во имя Господа, —они могли носить имя Живоначальной Троицы, напоминать о важнейших событиях в жизни Христа (Воскресенские, Вознесенские, Преображенские, Рождественские и др.); 2) архангельские, т. е. освященные во имя ангельских чинов, чаще всего во имя архангела Михаила; 3) Богородичные, т. е. освященные во имя Богородицы или каких-либо событий ее жизни (Богородицерождественские, Успенские, Введенские, Покровские); 4) пророческие и апостольские; 5) храмы, освященные во имя различных святых и святынь (икон, Животворящего Креста и т. п.). Заполнив населенное пространство Севера, эти именования отражали круг религиозных представлений и ценностей тогдашнего массового сознания.

Примерно каждый пятый престол Севера был Господским. Среди них особое место отводилось храмам Троицким. Учение о Троице, Триедином Боге — основной догмат христианства, столп веры. А потому храмы во имя Животворящей Троицы редко возводились на второстепенном месте. Чаще всего они ставились в больших селах и приходах — село Шеговары в Важских землях, Пяндский погост в Шенкурском уезде, Вондокурье в Устюжских землях, Лампоженская слободка на Мезени и др. Подчас Троицкие храмы напоминали своего рода форпосты веры и ставились на границе зоны христианского влияния, перед землями язычников. Нередко возведение Троицких храмов было связано и с влиянием местных монастырей — они возводили их в своих вотчинах: Троицкие храмы в Кеми, Неноксе, Сороцком приходе, в землях Николо-Прилуцкого монастыря в Устюжском уезде и т. д.

Каждый шестой храм Севера посвящался Богородице, что отражало естественное для православного сознания почитание Богоматери.

История сохранила свидетельства о целенаправленных усилиях Церкви по укреплению этих двух групп приходских храмоименований. Так, первый Холмогорский архиепископ Афанасий (1682—1702), продумывая систему храмоименований епархии, полагал уместным все главные храмы Важской земли посвятить имени Пресвятой Богородицы: в Верховажье—Успению, в Кокшеньге—Введению, в Шенкурске—Благовещению, в Подвинье (Тойма)—Знамению Пресвятой Богородицы. В Холмогорской же округе Афанасий освящал церкви во имя Господа Иисуса Христа—кафедральный собор во имя Преображения Господня, церковь в Матигорах— Воскресения Христова, в Ухтостровье—во имя Живоначальной Троицы и Богоявления и т. п.

Из пророческих и апостольских храмов особенно многочисленными были храмы во имя пророка Божия Илии. Довольно часто они встречались в районах более поздней христианизации, например, в землях Коми края. Образ Илии, порой олицетворявшегося с повелителем природной стихии (громом, молнией), легко уживался с памятью о языческих верованиях. По Сухонско-Двинскому пути довольно часто встречались храмы во имя Иоанна Предтечи.

Половина же всех престолов была освящена во имя святых: вселенских, общерусских, местных. Религиозное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, как помощников в нуждах, заступников от бед, бескормицы и стихии. При этом особой любовью пользовался святитель Николай. Его всеобщее почитание несомненно. Его чтили крестьяне как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Обездоленные видели в Чудотворце особого помощника и защитника в бедах и скорбях. Многолюдные паломничества совершались к чудотворным иконам Николая.

В древнейшем приходе Беломорья — Мудьюжском — в деревянном храме Николая Чудотворца хранилась его икона, без которой в этой округе ни одна шхуна не строилась, а отправляясь в дальний путь или возвращаясь из морского плавания, помор “не укоснит совершить молебствие перед иконой Святителя, к которому притекают не только своеприходские, но и во множестве и сторонние богомольцы”,—писал краевед прошлого века. Не менее чтимая икона Святителя Николая находилась в храме Шиленгского прихода, расположенного на возвышенном правом берегу Двины, в 210 верстах выше Холмогор. Для поклонения ей заходили в храм почти все, идущие по Двине. Спустившись от Шиленги по той же реке верст на сто, путники могли вновь поклониться не менее известной иконе Св. Николая в храме Никольского прихода. Так, Николай Чудотворец сопровождал путешествующих на протяжении всего долгого и опасного пути. Особенно много Никольских храмов находилось вдоль морского побережья; в народе говорили: “От Холмогор до Колы тридцать три Николы”. Помимо этого — сейчас уже никто не сможет подсчитать, — стояло великое множество часовен, освященных во имя Николая Чудотворца.

Вот и получалось: вдоль рек и морского побережья сопровождали людей Никольские храмы,- в местах недавнего просвещения скапливалось побольше храмов Ильинских, в узловых центрах и на границах края возвышались Троицкие, в районах старого земледельческого освоения особо почитались Успенские и Покровские и т. д. И хоть не будем укладывать всю эту мозаику храмоименований в какую-то жесткую логическую схему, все же контуры ее не видеть нельзя. Точно так же волей-неволей отражали они и иерархию православных ценностей: от культа святых как образов более близких и понятных (а им в итоге посвящено храмов больше, чем любой иной группе)—к образам апостолов и пророков, от них—к почитанию Богородицы и—как к вершине знания—к образам Святой Троицы.

Храмоименования в больших городах испытывали на себе воздействие ряда других обстоятельств. В них, помимо приходских храмов, были еще богаделенные и тюремные, кладбищенские и бесприходские, домовые и всеградские. Больше всего церквей было в Вологде. Уже к середине XVIII века их было более 50 (в Архангельске—10, в Устюге—21). Носили они более 30 именований. Кажется, все наиболее почитаемые образы покровительствовали в общем-то небольшому городу (в указанное время—чуть более 6 тыс. жителей). Среди них выделялись храмы, освященные во имя чтимых святых, подвизавшихся в пределах Севера: Зосимы и Савватия, Димитрия Прилуцкого, Кирилла, Павла Обнорского. Были и храмы редкого для сельской округи именования—Федора Стратилата, Афанасия Александрийского, жен Мироносиц и др. Благочестивые богомольцы приезжали в город специально для того, чтобы получить редкую возможность обойти полный круг храмоименований, помолиться и поклониться всему сонму святых и святыням сразу.