Насон - История города Вологды - Участие вологжан в деяниях Петра Великого

Участие вологжан в деяниях Петра Великого

Рубеж XVII и XVIII веков в истории царствования Петра Великого оказался чрезвычайно Пушки XVIII века из Вологодысложным временем. Россия вступила в полосу военных конфликтов и все силы направила на укрепление своего положения на международной арене, неся весомый груз нерешенных внутренних проблем. Правительство Петра, на первых порах организованное по старому принципу распределения должностей, не могло справиться с нарастающими трудностями. Время потребовало коренных преобразований всех сторон жизни государства, и самодержец, следивший за событиями в стране и на международной арене, направил усилия на проведении целого ряда реформ, которые в конечном итоге привели к росту могущества державы. Однако эта «перестройка» эпохи петровского царствования многого стоила... И в первую очередь она затронула жизнь людей, не облеченных властью, — простого русского крестьянина, горожанина-ремесленника, выражаясь языком того времени — «человека податного сословия».

31 декабря 1701 года Петр I направил преосвященному Гавриилу, епископу Вологодскому и Белозерскому, указ о необходимости срочного строительства в Вологде к весне 1702 годаАдмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. Гравюра начала XVIII века «ста дощаников на двадцать барок с паруси и с якори и с канаты и с веревки и со всякими судовыми припасы». Государь требовал приготовить «к тому делу лесные припасы и привозить для поспешания в прибавок к вологжаном посацким людем Вологоцкого всего уезду дворцовыми и патриаршими и митрополичьими и архиепископлими и епископлими и монастырскими и помещиковыми и вотчинниковыми крестъяны». Строительство судов в Вологде предлагалось осуществлять под присмотром стольника Афанасия Борисовича Брянчанинова.

Повторным указом от 9 января 1702 года Петр I повелевал преосвященному Гавриилу: «Для нынешнего военного с свейским (шведским. — С. Т.) королем случая и неприятельских людей внезапному приходу к Архангельскому городу водяным путем, пушек и всяких тягостей и полковых припасов и под ратных людей на Вологде к прежнему сту дощаников да к двадцати баркам, зделать городами, с которых к Архангельскому городу и к строению новой крепости работным людям наряду нет, Вологоцким посадом, с пятидесяти дворов по барке, да Вологоцким и Белозерским уезды, патриаршими и властелинскими и монастырскими и всяких чинов людей помещиковыми и вотчинниковыми и Устьянских волостей крестьяны, с двух сот крестьянских и бобыльских дворов по барке, которая подняла груз четыре тысячи пуд; и зделати те барки в марте месяце нынешнего 1702 году неотложно, а именно: Вологоцким посадом с тысячи с четырех сот с двенадцати дворов, с пятидесяти дворов по барке, итого: двадцать воем барок; Белозерским уездом двенадцатью тысячами шестью стами шестнадцатью дворами, с двух сот дворов по барке, итого: шестьдесят три барки; Вологоцким уездом — двадцатью четырью тысячами семью сот воемьюдесят тремя дворами; с дву сот по барке, итого: сто двадцать четыре барки; Устьянскими волостями, тысячу девятью сот воемьюдесят семью дворами, с дву сот дворов по барке, итого: десять барок; всего с посаду и с вышеупомянутых уездов с сорока тысячей с восьми сот со шти дворов зделать двести двадцать пять барок со всякими судовые припасы». Требовал Петр этим же указом сыскать на Вологодском посаде опытных плотников и кузнецов, которые смогли бы в короткий срок возвести так необходимые для защиты Архангельска суда.

Суворов Н. И. Два указа Петра I о постройке в г. Вологде военных судов // Вологодские губернские ведомости. 1861. № 19. С. 83-87.

И это данные только за два года... Сколько всего вологжан оказалось в городе на Неве — историкам сегодня остается только догадываться. Переселение на «вечное житье» осуществлялось целыми семьями. Особенно востребованы были мастеровые и работные люди: столяры, токари, кузнецы, котельники, медники, слесари, плотники, каменщики, живописцы,Русская галера. Гравюра XIX века. Такие суда строились в России на всем протяжении XVIII столетия гончары, портные... Сколько из мобилизованных добралось до места назначения? Ответа на этот вопрос также нет, однако известно, что из столицы неустанно шли в Вологду депеши, где грозно предписывалось «работников в Санкт-Петербургскую губернию к городовому делу выслать на указанные сроки сполна без задержания, перепоруча круглою порукою, дабы дорогой не разбежались, и приставить над ними тех вотчин или деревень приказчиков... и приказать им накрепко, чтобы они за работниками смотрели, и над ними добрых отставных дворян или воевод, которые дорогою за приказчиком смотрели ж, и здесь сполна отдавали».

Кроме Санкт-Петербурга, вологжан отправляли в Воронеж и Азов. Они принимали участие в строительстве крепостей на острове Котлин (Кронштадт) и на Двине под Архангельском, в возведении Ладожского канала. Увеличились и рекрутские наборы.

Одним из направлений деятельности Петра I стало создание российского военно-морского флота. Жители Вологды участвовали в строительстве первых боевых галер в селе Преображенском под Москвой. Как установил краевед С. Н. Зайцев, среди корабельных мастеров из Вологды особенно славился опытный плотник Осип Щека. Именно он возглавлял плотницкие работы на судне, которое получило название «Принципиум». Вологодские плотники, построившие эту образцовую «галейку», вместе с Петром приняли участие в первом Азовском военном походе и после него в декабре 1695 года остались зимовать в Воронеже. С 1704 года Вологда не раз упоминалась в царских указах как центр речного судостроения и город умелых мастеров. Для работы на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге и на верфи в Лодейном Поле из Вологды постоянно направлялись опытные плотники. Так, в 1705 году губернатор Санкт-Петербурга повелел «бессрочно» «выбрать плотников самых добрых, и не малолетних и не старых, и плотничьего дела умеющих людей 500 человек со всякими плотничьими снастями». А в 1713 году последовал царский указ о наборе уже тысячи «самых добрых и лучших» плотников «с Вологды, с Устюга, с Тотьмы и из прочих уездов, живущих по рекам, и где делают суды».

Наряду с мобилизованными работниками, в Санкт-Петербурге трудились и «вольные плотники», жившие в особых поселениях. Одно из них находилось неподалеку от Адмиралтейской верфи на Охте. Вологодские плотники, отправляемые в новую столицу по мобилизации, именно там нашли временное пристанище. Однако это временное жилье постепенно превратилось в постоянное место пребывания мастеровых и их семей: многие из них остались там жить. Их потомки со временем становились городскими обывателями — старожилами Санкт-Петербурга.

15 января 1718 года Петр Великий отдал распоряжение архангелогородскому вице-губернатору Лодыженскому:

«Господин вице-губернатор. Понеже надобно в Санктпетербург в Адмиралтейство на канатный двор прядильщиков сто пятьдесят человек года на два, того для то число прядильщиков сыскать на Вологде и других городах своей губернии, выслать в Петербург незамедлительно, дав им на проход подможные деньги, по чему пристойно.

Петр. Генваря 15 дня 1718, Москва».

Через полмесяца (30 января) Петр I несколько умерил требования и повелел: «Вместо полутораста сто человек выслать, нимало не медлить».

Вологодские губернские ведомости. 1846. № 17. С. 181-182.

В Вологде во время правления Петра впервые после «литовского разорения» стало заметным запустение земель. В городе и уезде около десяти процентов дворов запустело в ходе мобилизаций на строительные работы и в армию, переселения на «вечное житье» в Санкт-Петербург, а также в связи с бегством или смертью глав семейств. Власти планировали мерыЗлатоустинская набережная и река Вологда. Открытка 1904—1908 годов. Москва: Издательство X. Т. Цветкова. Храм Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) помощи обезлюдевшей Вологде. В частности, рассматривался проект высылки в Вологду на «вечное житье» около 2500 человек — бывших подданных шведского короля из недавно завоеванных прибалтийских земель.

В связи с петровским указом о запрещении заграничной торговли через Вологду и Архангельск экономике города был нанесен существенный урон. Несмотря на это, Вологда сохранила свое значение крупного центра речного судостроения и начального пункта транспортировки грузов речными путями в Сибирь. Древний и хорошо освоенный Сухоно-Двинский речной путь продолжал играть роль одной из крупных внутренних магистралей России.

Строительство галер — достаточно крупных парусно-гребных судов — требовало от плотников мастерства и «поспешания». Любопытно, что строителей галер в конце XVII века называли «работниками у каторжного дела» (древнерусским словом «каторга», еще не имевшим известного нам переносного значения, в старину именовали именно галеры, а «каторжными работами» — тяжкий труд обычно подневольных гребцов). Каждому мастеровому, как сообщает «Роспись вологодским, Преображенским и нижегородским плотникам, которые работают у государевой каторги», полагалось ежедневно по два гроша кормовых денег. Вместе с вологжанином Осипом Щекой на строительстве первой царской галеры «Принципиум» трудились еще 23 «сотоварища»-плотника.