Ледяные рельсы

Заброшенная, полузаросшая лесная дорога на юге Никольского района носит необычное звонкое название «ледянка». Она не длинна — всего километров пятнадцать. Начинается в лесу, а заканчивается на берегу реки Юг.

Десятилетия назад «ледянка» была важной лесовозной дорогой. Тогда еще не было мощных лесовозов, лес доставляли на лошадях. «Ледянка» была призвана компенсировать один из главных недостатков этого вида транспорта — его низкую грузоподъемность.
На дороге были прорезаны две неглубокие колеи, которые с наступлением зимы заполнялись водой. По таким ледяным «рельсам» одна лошадь свободно везла от 10 до 15 кубометров древесины (напомним, что современный МАЗ берет 25 кубометров). Главная трудность на «ледянке» была в преодолении спусков — сдержать ускоряющуюся массу не по силам лошади. Приходилось тормозить, подсыпая под полозья песок. Требовала дорога и постоянного ухода — очищения от снега, выравнивания верхней кромки льда. Всю зиму бесперебойно работала «ледянка», чтобы весной пошел лес в Устюг, в Архангельск, за границу, чтобы превратиться в дома, мебель и другие нужные человеку вещи.

Дорога эта — один из многочисленных примеров сотрудничества человека и природы. Не «покорения», а именно сотрудничества, когда человек подмечает особенности, присущие окружающей природе, а затем умело и даже остроумно использует их в своих целях.

А. Кузнецов
1993