Насон - История города Вологды - Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Современное описание этого события было напечатано в С. П. бургских Ведомостях 1824 года; потом оно же, несколько дополненное, помещено в Прибавлениях к Журналу Министерства Народного Просвещения в 1849 году и оттуда перепечатано в Вологодских Губернских Ведомостях того же 1849 года (№ 37), из которых и заимствуем нижеприводимые сведения. Подстрочные примечания принадлежат редакции.

2. Наружность г. Вологды, около 50 лет назад, была в общих чертах почти та же, что и теперь, но в частностях представляла много отличий. Те же 40 каменных церквей возвышались над ее зданиями (впрочем с прибавлением одной деревянной, Борисоглебской, до 1830-х годов существовавшей в нынешнем приходе Благовещения); и прочие каменные здания были почти те же, кроме весьма немногих, но за то в деревянных постройках города было много такого, что напоминало времена до-Петровские: в разных местах, как-то в Колачной улице, по правому берегу р. Золотухи от Винтеровского моста до торговых рядов, в приходах церквей Благовещенской, Николаевской-на Извести, Вознесенской и проч. были десятки старинных домов и домиков с косящатыми и волоковыми окнами и с вычурными крыльцами; улицы между этими домами были до невероятности тесны и неправильны. Бульваров, так много украшающих ныне Дворянскую улицу, тогда еще не было: они устроены, не задолго до прибытия Императора Александра, губернатором Н. П. Брусиловым, в тоже время на соборной горе разведен сад; улица перед кафедральным Воскресенским собором, проходившая дотоле весьма близко от каменной стены, окружающей архиерейский дом, была расширена до нынешнего ее размера; а к самому зданию этого собора был с южной стороны приделан, для встречи Державного Гостя, парадный вход, украшенный четырьмя колоннами и фонтаном. К тому же времени был окончен постройкой, близ московской заставы, Тюремный замок.

3. В г. Грязовце Государь прибыл прямо к собору, где встречен был протоиереем с крестом и св. водой, уездным предводителем дворянства Пасынковым, всеми чиновниками, дворянами и гражданами. Оттуда изволил прибыть в квартиру, назначенную в доме купца Гудкова, где изволил кушать чай. Здесь, по воле Государя, представлены были Его Величеству: уездный предводитель дворянства, чиновники, дворяне и купечество. Государь изъявив предводителю дворянства, Высочайшее благоволение за устройство дорог, хозяйке дома пожаловал бриллиантовый перстень.

4. Домик этот в настоящее время уже не существует.

5. В то время иконостас и солейное место отделялись от храма деревянной решеткой и устройство собора было несколько иное, чем ныне; иконостас был старинной формы; над аркой, ведущей в храм, существовали хоры, а у левого клироса на стене была проповедническая кафедра.

6 Предание говорит, что приближаясь к собору, Государь велел остановить экипаж, чтобы лучше прислушаться к звону соборной колокольни, который показался ему необыкновенно стройным. Действительно, многие колокола на этой колокольне, при епископе Иосифе Золотом, были, по словам старожилов, взяты с разных колоколен и звуки их «подобраны по камертону».

7. В Спасоприлуцком монастыре, в келиях настоятеля, удостоились внимания и одобрения Государя некоторые картины, написанные монастырскими живописцами существовавшей в обители в XVIII столетии живописной школы, в особенности—портрет Митрополита С. П. бургского Гавриила; обручение Сарры с Товией; свидание Александра с Диогеном и некоторые другие. См. Описание Спасоприлуцкого монастыря, соч. П. Савваитова, издан. в 1844 г.

8. На эти 5.000 рублей и построены нынешние двухэтажные . каменные келии настоятельницы обители.

9. В 1655 году, по случаю свирепствовавшей в г. Вологде и ее окрестностях моровой язвы, вологжане, для утоления праведного гнева Божия, ночью на день 18 октября общими силами соорудили и в тот же день освятили церковь во имя Всемилостивого Спаса. С того дня язва прекратилась. В память этого чудного события, в Вологде 18 октября издревле совершается всеградское празднество.

10. Эту литургию, вместе с преосвященным Онисифором, совершали: ректор семинарии Спасоприлуцкий архимандрит Евтихиан, инспектор семинарии Духовский архимандрит Мельхиседек, кафедральный протоиерей Виктор Иванович Венский и местный (за три месяца пред тем определенный и рукоположенный) священник Василий Иванович Нордов, (нынешний протоиерей вологодского кафедрального собора).

11. Преподобного Димитрия Прилуцкого и благоверного князя Игнатия.

12. Во время пребывания в Архангельске (июль 1819 г.) Государь неоднократно встречался с А. Ф. Клокачевым, который был военным губернатором Архангельской губернии с 1813 но 1823 год. Скончался он в Вологде 02. 01. 1823 года. По завещанию от его имени получено было 1.500 рублей ассигнациями, или 428 рублей 57 коп. серебром в пользу монастыря и братии.

13. «Записки», по-видимому, принадлежат одному из тогдашних дворян, занимавшихся в Вологде служебное положение по выборам от дворянства. Фраза «уличив свободную минуту».,. ясно указывает на то, что составитель обязан был участвовать во всех церемониях, вызванных приездом Государя. Словесная форма, в какой передаются события, позволяет думать, что «записки» есть ничто иное, как длинное письмо, которые так хорошо писали наши предки, — служило горожанина – дворянина своему приятелю или родственнику

14. Дом бургомистра, первой гильдии купца Витушешникова, владельца сахарных заводов и соляных приисков, коммерции советника, ныне Вологодская Губернская Земская Управа был построен в 1822—1823 годах двухэтажным, нынешний третий этаж был надстроен недавно. К приезду Государя, о котором знали, готовились заранее. Для расписывания плафонов в доме, спешно вызвали из Петербурга знаменитого тогда художника П.И.Скотти (Пиетро Скотти 1768—1838), который и расписал, по-видимому, один потолок (теперешний кабинет председателя управы).

15. По-видимому, был ремонт в доме.

16. Тюремный замок был окончен постройкой незадолго до приезда Государя.

17. Брусилова.

18. Брянчанинова, жена Н. И. Брянчанинова, состоявшего в звании предводителя дворянства с 1820 по 1826 год. Портрет Брянчанинова находится среди других портретов предводителей дворянства, висящих в Вологодском Двор. Собрании.

19. Витушешникова, урожденная Ягодникова.

20. В Вологодском Двор. Собрании в большом зале прибита на стене мраморная доска, по которой золотыми буквами вырезано: «Император Александр I, во время пребывания своего в Вологде 14 октября 1824 года, удостоил присутствием своим данный в доме сем вологодским дворянством бал и изволил выразить удовольствие в следующих словах: «Все мною виденное в Вологде далеко превзошло мое ожидание».
Дата 14 октября не верна. Государь только вечером 15 октября приехал в Вологду, 14 октября он был в Грязовце. Бал мог быть следовательно не ранее 16 октября. См. СПБ. Ведомости за 1824 год, № 89 (ноябрь), а также книгу Н. Брусилова «Описание Вологодской Губернии» СПБ. 1833 г., стр. 19.
21. Император Александр Павлович был страстным любителем зодчества, много строил в своей жизни, так что, по праву, сооружения его царствования должны называться построенными в стиле «Александровского классицизма». Н. П. Брусилов разделил его страсть к зодчеству. Брусилову Вологда обязана насаждением классических традиций зодчества. Затеянный Александром разговор с Брусиловым об отстройке Москвы, таким образом, является очень характерным. Разговор приятен был Брусилову, а у Александра было положительное нетерпение доставлять людям на словах приятное.

22. Некоторая неточность. Государь сказал, что «он ни в одном губернском городе не был так долго на бале, как в Вологде». С.-Петербургские Ведомости за 1824 год, № 89 (ноябрь).

23. Так называемый, Лукин день. Празднование установлено несколько веков назад. В 1654 году в Вологде была страшная «моровая язва>>. Устрашенное население, по единодушному стремлению, в одну ночь воздвигло небольшой храм, названный Спасом Обыденным. Местный летописец оставил нам жуткую и поэтическую картину этой ночи: «Начали рубить в 6 часу ночи, а клали со светочи и зажигали скалы на батогах, светили светло; а срубили за два часа до дни; а святить начали в пятом часу дни».
Доныне у Спаса Обыденного каждодневно на 18 октября бывает ночное моление.

24. Император Александр имел огромное количество крестников и крестниц. «Крестить» было положительно его страстью. Любопытно по этому поводу привести письмо Пушкина к Плетневу от 7 января 1831 года, в котором, сообщая Плетневу о «дерзком» приглашении Николая Первого С. Глинкой в кумовья, Пушкин писал: «Нащокин уверяет, что всех избаловал покойник Царь (Александр Первый), который у всех крестил ребят».

25. У наследников купцов Витушешниковых хранится до сих пор небольшой карельской березы столик (Екатерининской поры), обложенный по краю тонким серебряным ободочком, на коем вырезано, что этот столик находился у кровати Александра Первого. В семейных преданиях рассказывается, что Государь поздней ночью, ложась спать, случайно оперся на столик и, заметив, как тот заковылялся, попросил пилу и собственноручно немного опилил одну ножку.
Недавно столик был выставлен в Петровском домике в Вологде (Петровский домик-музей основан в честь кратковременного в нем пребывания Великого Императора Петра, при проездах его на Архангельские верфи в 1692—1724 гг. Петр в Вологде был пять раз). Губернское земство, ведающее домиком и собирающее туда самые разнообразные вещи, покупало исторический столик у владельцев, но покупка не состоялась, так как владельцы в последний момент не пожелали расстаться с интересной реликвией.

26. На этом заводе вываривалось в год 11 тысяч пудов (176 тн) рафинада.

27. В нашей исторической литературе сложилась дурная традиция, изображать царем-тружеником только Петра 1. Надо заметить, что никто из русских Царей не чурался физического и ручного труда. По-этому случай с подравниванием ножек у столика не должен восприниматься как какое-то чудачество или каприз Царя. Скорее, он свидетельствует об умении Венценосца владеть столярным инструментом. В дополнение к сказанному нужно привести тот факт, что будучи в 1819 г. в Архангельске, Государь во время закладки нового 44-х пушечного фрегата «Меркурий» мазал смолой и вбивал болты в киль судна. Примеру его последовали и прочие особы, при спуске фрегата находившиеся. Чем не картина в духе эпохи Петра I?