Дар деда
В жизнеописаниях святителя Игнатия Брянчанинова рассказывается, как в юные годы, в период его учебы в Главном инженерном училище в Петербурге, он попал в наиболее культурную среду светского общества, куда "его ввели родственные связи". В числе мест, которые молодой Дмитрий Александрович посещал на правах родственника, был дом директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А.Н.Оленина и дом тайного советника А.Д.Сухарева. Родственными связями с этими семьями Брянчаниновы были обязаны деду святителя Игнатия по матери Афанасию Матвеевичу Брянчанинову.
Имя Афанасия Матвеевича в настоящее время известно только из примечаний к сочинениям К.Н.Батюшкова: "Брянчанинов Афанасий Матвеевич - умер в 1786 г.: вологодский помещик". И это почти все, что о нем известно. Тем большую ценность представляют несколько недавно обнаруженных его писем. Письма относятся к последним годам жизни Брянчанинова. Жизни короткой, ибо прожил Афанасий Матвеевич всего 40 лет. Письма, как это обычно бывает, притянули известия из других источников, пока наконец, словно в затуманенном зеркале, не начали проступать черты этого интереснейшего человека, общественные, литературные, дружеские и семейные связи которого перешли к его внуку и имели немалое значение в жизни Дмитрия Александровича.
Отец Афанасия Матвеевича, обер-прокурор Сената Матвей Федорович Брянчанинов сумел дать сыну блестящее воспитание. Еще в детстве Афанасий Матвеевич был приписан к одному из армейских полков, а в 1764 г. "взят" фурьером в лейб-гвардии Семеновский полк, в котором проходили службу многие известные люди того времени. В 1779 г. он был отставлен из армии поручиком. Два-три года занимался своим хозяйством в поместьях Фомино и Нижнее Осаново под Вологдой. В 1782 г. поступил на службу прокурором в Архангельскую губернию, с 1784 г - он губернский прокурор.
Проживая в столице и служа в привилегированном полку, Афанасий Матвеевич, естественно, вращался в аристократических кругах. Там он познакомился со своей будущей женой Ольгой Федоровной Муравьевой. Брак с ней ввел Афанасия Матвеевича в многочисленный семейный клан Муравьевых, давший Отечеству целый ряд крупных государственных и военных деятелей. Двоюродным братом Ольги Федоровны был Михаил Никитич Муравьев, замечательнейшая личность XVIII в. - сановник, педагог, историк и поэт, воспитатель Александра I, товарищ министра просвещения, первый попечитель Московского университета, "пламенный ревнитель просвещения". Его ходатайство перед Государем имело важное значение в получении Н.М.Карамзиным необходимого содержания для написания "Истории государства Российского".
В молодости, будучи с отцом в Вологде, Михаил Никитич очень сдружился с Афанасием Матвеевичем несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте. Поводом к дружбе, несомненно, было взаимное увлечение стихотворчеством. "Без товарищей, в городе, где письмена и науки суть только имена, разделяя охоту свою с А.М.Брянчаниновым, который имел ко мне много дружества, упражнялся я весьма прилежно в писании стихов",- вспоминал Михаил Никитич позднее. Афанасий Матвеевич не считал себя профессиональным поэтом, его стихи не обнаружены ни в одном печатном издании, зато, по-видимому, немало их было разбросано по различным альбомам. Несколько его стихотворений и даже целая шутливая поэма сохранились в семейном альбоме, принадлежавшем его дочери Софи Брянчаниновой. "Любовных резвостей своих летописатель",- обращается к нему Михаил Никитич в одном из стихотворных посланий. Но сохранившиеся стихи показывают, что Афанасию Матвеевичу не чужды были и философские рассуждения, например, о смысле жизни:
Приятностию то в глазах наших блистает,
Когда нас живучи, что в свете утешает.
Мы видам, кто себе начнет чуть строить дом,
Мнит - буду живучи увеселяться в нем,
Найдет спокойствие, блаженствует, гордится...
Но мысль моя к тому теперь стремится:Конечно в свете все преображает рок,
Тот завтра вниз падет, кто был вчера высок,
Увянет и цветок, когда рука коснется,
Жизнь человеческа подобно перервется.Нет вечности ни в чем, пустые славы звук,
Кто в свете живучи, касается наук,
Натура и того с крестьянином равняет,
Он также движется, живет и умирает.Когда б на тот конец мы жизнь свою вели,
То все бы мысленно мы вяли, не цвели,
В унылости, в тоске дни жизни провождали,
Увеселения себе не ожидали.И отягчая той прискорбностью сердца,
Не мнили б о другом, а ждали все конца,
Которого никто из смертных не минует,
Хоть всякой ропщется на смерть и негодует.
Михаил Никитич тоже печатал свои произведения редко, хотя, как говорит исследователь его творчества, "его лучшие стихи были эстетически значимы для Пушкина и представляют интерес и ныне". После его кончины они были собраны и изданы его друзьями К.Н.Батюшковым и В.А.Жуковским. В 1967 г. вышел сборник его стихотворений, дополненный многими стихами, найденными уже в наши дни. А не так давно исследователем были снова обнаружены его неизвестные стихи, и что для нас особенно важно, в том же альбоме обнаружены и стихи, записанные рукой А.М.Брянчанинова, и два стихотворения, начатые Афанасием Матвеевичем, а законченные Михаилом Никитичем.
Изданные и вновь найденные стихотворения М.Н.Муравьева свидетельствуют, что дружеские чувства к А.М.Брянчанинову он сохранял на протяжении всей своей жизни, Никому из своих друзей он не посвятил такого количества стихов, как Афанасию Матвеевичу. Ему он адресовал сонеты, оды, послания, стихотворные письма. И среди них стихи, принадлежащие к лучшим в его творчестве: "Сельская жизнь. Послание к Афанасию Матвеевичу Брянчанинову" и "Послание о легком стихотворении. К А.М.Брянчанинову". Считается также, что Афанасий Матвеевич послужил прототипом образа идеального помещика Осотова в прозаических произведениях М.Е.Муравьева. В числе его неизданных стихотворений есть: "К А.М.Брянчанинову", написанное в 1780 г., в котором он объясняет, какими качествами Афанасий Матвеевич привлекает к себе любовь людей:
Дню в мае месяце спокойствием приятну
Подобный нрав,
И ясный ум, без огорченья здрав,
Имеющ за устав
Не книгу в лист печатну,
Но душу нежную, влияньям сердца внятну,В душе простертое, нерушимо ничем
От счастия других заимствуемо счастье;
Носимый с радостью возлюбленной ярем
И дар - к Элегии пристрастья.
Но более всего - до любящих участье.Сиянье светское с невинным житием,
В котором ржавеет под терном праздный шлем
И наслаждение на пажити суляще
Веселья с важностью взаимное согласье.Сих черт, развеянных во слабом списке сем,
Есть в свете образец: но в сердце лишь твоем.
У Афанасия Матвеевича и Ольги Федоровны был только один сын Иван, вскоре после рождения которого Ольга Федоровна умерла. Вторым браком Афанасий Матвеевич был женат на дочери генерала-поручика Павла Матвеевича Олсуфьева, Елизавете, от которой имел дочь Варвару. Елизавета Павловна тоже умерла рано - в 1775 г. Ее кончине М.Н.Муравьев посвятил два стихотворных послания к Афанасию Матвеевичу. Судя по ним, Афанасий Матвеевич тяжело переносил утрату. А Варвара Афанасьевна, повзрослев, вышла замуж за полковника Федора Марковича Полторацкого, породнив, таким образом, Брянчаниновых с еще одной известной фамилией. Дед ее мужа был соборным протоиереем в Соснице на Украине, а отец, Марк Федорович Полторацкий попал в придворные певчие во время одного их набора на Украине. Он оказался способным певцом и музыкантом, пел в операх сольные партии, десять лет был регентом придворного хора, а затем первым директором Петербургской певческой капеллы и сам воспитал немало замечательных певцов, композиторов и инструменталистов. Его сыновья сделали блестящую карьеру на военном и гражданском поприще, а дочери оставили свой след в культурной жизни России, о чем речь пойдет ниже.
Заняв должность губернского прокурора в Архангельске, Афанасий Матвеевич Брянчанинов попал в непосредственное подчинение к Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору А.Л.Мельгунову. Алексей Петрович входил в число замечательных деятелей Екатерининского времени. Пост генерал-губернатора он занял в 1777 г. и "на нем умер после 11-летнего управления обширным краем, которому принес много добра". Он отличался образованностью, честностью и гуманностью, заботился обо всех слоях населения, по мере возможности, старался улучшить положение крепостных крестьян, защищал интересы купечества. Жил он открыто, имел свой театр и оркестр, покровительствовал литературе и сам пописывал стихи. Служебная переписка с ним А.М.Брянчанинова скоро перешла в дружескую: в письмах, наряду о отчетами о выполнении служебных поручений, находят отражение и их личные интересы. Например, А.П.Мельгунов просил А.М.Брянчанинова достать ему ноты оперы. Афанасий Матвеевич пишет, что "опера будет на немецком языке, я ее перевести не в состоянии, а постараюсь достав переслать в вам".
Не прерывались у Афанасия Матвеевича дружеские отношения и с М.Н.Муравьевым. Именно в Архангельск последний адресовал "Послание о легком стихотворении" - целую поэму с рассуждениями о смысле стихотворчества. Начинает он ее следующим обращением:
Любовных резвостей своих летописатель
Моих нежнейших лет товарищ и приятель,
Что делаешь теперь у Северной Двины?
Совсем ли погружен в Фемидины ученья,
Дедала ябеды проходишь кривизны
И пишешь заключенья,
Отрекшись рифм и муз
И бросив навсегда любовны приключенья?
Но нет, Афанасий Матвеевич попал в новый круговорот любовных приключений. Служа в Архангельске, он входил в сношения с купцами, которые составляли там значительную долю населения. Так он познакомился с Петром Петровичем Латышевым, купцом и кораблестроителем, который обратился к нему с просьбой помочь ему получить заказ на строительство двух ластовых кораблей. Афанасий Матвеевич хлопотал об этом заказе перед А.П.Мельгуновым, а тем временем сосватал себе дочку Латышева:
"Милостивый Государь! Алексей Петрович;
Зная вашего высокопревосходительства всегдашние к себе милости, уверен, что конечно примите участие в моем удовольствии. Я третьего дня заговорил жениться на Дарье Петровне Латышевой, которую вашему высокопревосходительству рекомендую и свидетельствуя мое глубочайшее почтение честь имею называтьсяВашего
высокопревосходительства
Покорнейшим слугой
Афонасий Брянчанинов"
1783 г. Ноября 18 дня
Архангельск
Так узнаем имя бабушки святителя Игнатия со стороны матери - Дарья Петровна Латышева. Брак с дочкой купца, конечно, в какой то степени был мезальянсом. Но у Брянчаниновых случалось и не такое: брат Афанасия Матвеевича, Федор Матвеевич Брянчанинов был женат на собственной крепостной дворовой девушке Настасье Семеновне.
Афанасий Матвеевич и Дарья Петровна поженились в начале 1784 г., через год у них родился сын Ростислав, вскоре умерший, а еще через год, перед самой кончиной Афанасия Матвеевича или уже после его смерти, родилась дочь Софья Брянчанинова, будущая мать святителя Игнатия Брянчанинова.
Самым причудливым образом переплелись в последующие годы родственные связи самих Брянчаниновых, а также Муравьевых, Полторацких и родственного им дома известного адмирала Семена Ивановича Мордвинова, женатого на одной из Муравьевых. Вернемся к первому браку Афанасия Матвеевича Брянчанинова с Ольгой Федоровной Муравьевой. Один из ее братьев, Александр Федорович Муравьев был женат на Варваре Михайловне Мордвиновой, во втором браке она была за Павлом Марковичем Полторацким. Ее сестра, Александра Михайловна Мордвинова была замужем за Николаем Николаевичем Муравьевым (старшим) - о его сыновьях речь пойдет ниже. Далее, дочь Афанасия Матвеевича Брянчанинова от его второго брака, Варвара Афанасьевна, как было сказано, вышла замуж за Федора Марковича Полторацкого. Обе сестры Федора Марковича Полторацкого сыграли свою роль в судьбе молодого Дмитрия Александровича Брянчанинова. Одна из них, Елизавета Марковна была замужем за директором Публичной библиотеки, президентом Академии Художеств Алексеем Николаевичем Олениным; вторая, Агафоклея Марковна - за тайным советником Александром Дмитриевичем Сухаревым.
Если продолжать описание родственных связей этого клана, то можно было бы назвать очень большое число исторических лиц, вошедших в него в конце ХVIII - в ХIX в. в., но пока это не входит в нашу задачу. Однако, следует отметить, что многие из этих людей известны нам по биографии А.С.Пушкина. Например, одна из сестер Ольги Федоровны Муравьевой была замужем за Иваном Петровичем Вульфом из Берново, а урожденной Полторацкой была Анна Петровна Керн...
Таковы были родственные связи, доставшиеся юному Дмитрию Александровичу от его деда Афанасия Матвеевича. В жизнеописаниях святителя рассказывается, что на литературных вечерах в доме Олениных "он сделался любимым чтецом, а поэтические и вообще литературные дарования его приобрели ему внимание тогдашних знаменитостей литературного мира: Гнедича, Крылова, Батюшкова и Пушкина. Такое общество, конечно, благодетельно влияло на литературное развитие будущего писателя. Преосвященный Игнатий до конца жизни сочувственно отзывался о советах, какие ему давали тогда некоторые из этих личностей". К перечисленным здесь можно было бы добавить имена многих молодых литераторов того времени, потому что А.Н.Оленин был известен как меценат, оказывающий поддержку начинающим талантам, а его жена, Елизавета Марковна окружала их, можно сказать, материнской заботой, за что и они платили ей неизменной любовью. К.Н.Батюшков писал:
"Есть дача за Невой –
Верст двадцать от столицы
……….
Приют для добрых душ,
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж
С открытою душою
И с лаской на устах,
За трапезой простою
На бархатных лугах,
Без дальнего наряда,
В свой маленький приют
Друзей из Петрограда
На праздник сельский ждут...
Несколько другая атмосфера была в доме сестры "доброй Элизы" Агафоклеи Марковны. Муж ее, Александр Дмитриевич Сухарев был видный государственный чиновник, тайный советник, а сама она - весьма серьезная и уважаемая общественная деятельница, благотворительница, председательница Женского попечительного совета о тюрьмах, Петербургского женского патриотического общества. В жизнеописаниях святителя Игнатия рассказывается, что когда его отец, Александр Семенович Брянчанинов увидел, что училищное начальство не в состоянии отвлечь сына от принятого решения уйти в монастырь, то он написал об этом родственнице своей Сухаревой. "Сухарева - особа влиятельная, озаботилась довести до сведения тогдашнего митрополита Петербургского Серафима, что ее племянник Брянчанинов, любимый Государем Императором, свел знакомство с лаврскими иноками, что лаврский духовник Афанасий склоняет его к монашеству, и что если об этом будет узнано при Дворе, то и ему - митрополиту не избежать неприятностей. Митрополит призвал к себе духовника Афанасия и сделал ему строгий выговор, воспретив впредь принимать на исповедь Брянчанинова...".
Среди тех, кто в годы учебы Дмитрия Александровича Брянчанинова в Главном инженерном училище регулярно посещал дом Олениных, были и сыновья Николая Николаевича Муравьева (старшего): Александр - декабрист, участник Отечественной войны 1812 г., а также Крымской войны, генерал-лейтенант, сенатор, мемуарист, публицист; Михаил (Виленский), граф, крупный государственный и военный деятель; Николай (Карский) - выдающийся военный деятель, участник Отечественной войны 1812 г. и Кавказских войн, в 1854-1856 гг. главнокомандующий и наместник, на Кавказе, покоритель Карса, автор ряда военно-исторических книг; Андрей - духовный просветитель-публицист, поэт, мемуарист. Несмотря на то, что все четыре брата были старше Дмитрия Александровича, у него сложились с ними близкие отношения. Причем для Михаила Николаевича и Николая Николаевича с годами святитель Игнатий стал не только другом, но и духовным наставником, к которому они обращались в трудные периоды их жизни. Особенно близкие отношения сложились у него с Николаем Николаевичем Муравьевым-Карским, свидетельством чего является их переписка, длившаяся 20лет. Сохранившиеся письма святителя Игнатия раскрывают его внутренний мир с несколько неожиданных сторон, не всегда отмеченных в его жизнеописаниях. Например, из писем, относящихся к периоду Крымской войны, видно, как внимательно он следил за событиями и как сопереживал им. "Все Ваши донесения, печатаемые для публики,- писал он,- читаю с величайшим вниманием и участием, с таким же чувством читаю статьи о Ваших действиях ...". Любовь к православному Отечеству, желание ему всевозможных благ - вот чувства, которые, по его мнению, в первую очередь, должны быть свойственны всякому православному христианину.
Несмотря на военные действия Н.Н.Муравьев должен был думать и об управлении доверенным ему краем. Одной из первостепенных мер по его улучшению он считал повышение роли духовного влияния на население. В этих целях он стремился к благоустройству Кавказской епархии, центр которой находился в городе Ставрополе. Зная высокую нравственность и административные способности архимандрита Игнатия (Брянчанинова), он начал хлопоты о назначении его главою епархии. Этот факт, что инициатива назначения святителя Игнатия епископом Кавказским и Черноморским исходила от Н.Н.Муравьева-Карского, не отмечен ни одной биографией святителя. Интересно, что в переговорах о назначении архимандрита Игнатия на новую должность принимал участие и брат Н.Н.Муравьева-Карского, духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев, пользовавшийся авторитетом в церковных кругах.
Афанасий Матвеевич Брянчанинов скончался, возможно, даже не успев увидеть свою младшую дочку Софи. Однако от отца дочь унаследовала дар - любовь к литературе и поэзии. Можно думать, что через нее дар этот перешел к внуку Афанасия Матвеевича в виде выдающегося литературного таланта, который развился в родственной культурной среде и выразился как духовный подвиг жизни святителя Игнатия Брянчанинова.