Допетровские традиции и имперские новации
Городская жизнь 1720—1770 годов не отмечена какими-либо выдающимися событиями. Вологда хранила традиции допетровской России и осмотрительно впитывала новации эпохи Империи.
К новациям относится, прежде всего, тот статус, который приобрела Вологда в территориально-административном устроении местной власти. С 1719 года, когда Архангелогородская губерния была разделена на провинции, Вологда получила статус административного центра Вологодской провинции. Это добавило городу некоторое число учреждений и чиновников, расширило его административные, судебные, финансовые и культурные связи.
Пришла в Вологду и новая практика организации школьного дела. Как в других крупных российских городах, в Вологде в 1716 году открывается «цифирная школа» для детей дворян и «приказного чина», а в 1724 году —архиерейская школа для детей духовенства. Первая просуществует около 30 лет и в 1744 году будет закрыта. Число учащихся в ней редко превышало пятьдесят человек. Вторая же после первых трудностей (через год после открытия, за неимением средств, будет на какое-то время закрыта) окрепнет и на два столетия останется крупнейшим вологодским образовательным учреждением. Занятия в школе возобновил с 1729 года епископ Афанасий (Кондоиди), ученый архиерей, грек по национальности. Он преобразовал архиерейскую школу в семинарию и преподавал в ней латынь. С 1739 года в Вологодской семинарии существуют два отделения — славянороссийское, в рамках которого шло обучение чтению и письму «по-российски», и славяно-латинское, в рамках которого изучались латинская грамматика и риторика. А в 1751 году дополнительно открылся один из высших семинарских классов — философский, в котором на латинском языке постигались премудрости физики и психологии, диалектики и метафизики. Число учащихся семинарии в середине XVIII века превысило сто человек.
Соединение старого и нового характерно и для каменного строительства в городе. В Вологде возводятся церкви, в художественном образе которых видны новые признаки — вытянутые силуэты, подчеркнутая ярусность композиции, в частности, появление развитой в московском барокко схемы «восьмерик на четверике» (это церкви Власьевская, Иоанно-Предтеченская и Покрова на Козлене), подчас богатый изразцовый и кирпичный декор, как, например, у одной из красивейших церквей города — Сретенской, возведенной в 1731 — 1735 годах. Продолжается старинная традиция фресковой церковной живописи. В Вологде сохранились выдающиеся памятники: фрески церкви Покрова на Козлене (церковь построена в 1709 году, расписана около 1713 года), церкви Иоанна Предтечи в Рошенье (построена в 1710 году, расписана к 1717 году) и церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке (построена в 1711 году, расписана в 1721 году). Фрески церкви Иоанна Предтечи в Рошенье искусствовед академик И. Э. Грабарь относил к лучшим образцам русской фресковой живописи XVIII века. В 1737—1744 годах в вологодской Софии установлен пятиярусный иконостас с новыми иконами.
Не всем сооружениям этого времени суждена была долгая жизнь. В 1757 году к северу от Софийского собора закладывается и более десяти лет строится теплый Сретенский кафедральный собор. Однако стены и своды собора дали многочисленные трещины. Неясно, произошло ли это из-за ошибок проекта или огрехов строительства, но в 1770 году комиссия осмотрела почти завершенное здание и признала, что собор оказался «к достройке весьма ненадежным»; неудавшуюся новостройку разобрали на кирпич.
В Вологде существовало большое число мелких промышленных предприятий. Как правило, их основателями и владельцами были купцы, вкладывавшие в производственную сферу деньги, полученные в результате торговых операций. Именно в это время становятся знаменитыми имевшие редкостную деловую хватку братья Туронтаевские, владевшие крупяной, шелковой (обе — первые своего рода заведения на всем Севере), бумажной и сургучной фабриками. Широким размахом отмечена и деятельность купеческой династии Желвунцовых, имевшей в Вологде мишурную, суриковую и белильную фабрики. Освоенное производство особой краски — «берлинской лазури» — вывело их на всероссийский рынок. Имена вологодских предпринимателей середины XVIII века Ивана Рыбникова, Якова Буренина, Михаила Исаева, Василия Пятышева, Николая Скулябина были хорошо известны вологжанам.
Торговая активность вологодского купечества, развитие ремесла и промышленности привели к дальнейшему «сползанию» города вниз по реке, к разрастанию Нижнего посада и Заречья. Уже в первые десятилетия XVIII века в Нижнем посаде образовалось восемь новых улиц. Девять новых улиц появилось и в Заречье. Названия некоторых улиц весьма выразительно говорят о занятиях их жителей — Смольня, Свинобоева, Ехаловы кузнецы. В то же время, в связи с сокращением объемов внешней торговли через Архангельск после основания Петербурга, Вологду покидают иностранные купцы и представители крупных компаний. Остаются лишь те, кто продолжал поддерживать контакты со своими родственниками в Архангельске, а также вдовы некоторых иноземцев.
Осталась в прошлом и былая роль монастырских подворий, некогда центров крупных торговых и транспортных операций: в 1764 году Екатерина II осуществила секуляризацию (огосударствление) монастырской собственности. В зданиях бывших подворий вскоре разместились различные учреждения — присутственные места, казармы гарнизонного батальона, духовная семинария и пр.
Некоторое затишье в торгово-промышленной жизни города, вероятно, обострило социальные проблемы. Неудивительно, что в XVIII веке в городе учреждаются новые богадельни. К старинной богадельне при Горнем Успенском женском монастыре, основанной еще архиепископом Симоном (1664-1684 годы) и содержавшейся за счет Архиерейского дома, добавилась еще одна, расположенная поблизости от кафедрального собора. Она была основана в 1748 году епископом Пименом, известным своей набожностью и строгим постничеством. За счет Архиерейского дома содержалась также богадельня, находившаяся недалеко от церкви Николая Чудотворца на Сенной площади. Имелась богадельня и при церкви Николая Чудотворца на Глинках. Показательно, что становление этих форм социального служения церкви инициировали как архиерейская кафедра, так и монастыри, городские приходы.