Насон - История города Вологды - Дом на Лермонтова, 21 в культурном ландшафте Вологды
 

Дом на Лермонтова, 21 в культурном ландшафте Вологды

Знаменитый дом на Лермонтова, 21, несомненно, знает каждый вологжанин. У многих с ним связаны свои воспоминания и впечатления, те или иные чувства и ожидания. Он так или иначе вошел в жизнь всех тех, кому дорого отечественное культурное наследие и кто не чужд различным сферам современной культуры.

Для меня, например, представляется весьма выразительным само место в городской топографии, на котором разместилось здание филармонии. Краеведы и историки культуры хорошо знают, что именно в этой округе удивительным образом совместилось несколько культурных пластов.

Название «Рощенье» (так издавна именуется расположенный рядом бывший Детский парк) напоминает о дохристианской эпохе, когда на небольшом холме в старинной роще было, как предполагают археологи, языческое святилище.

Храм Иоанна Предтечи в Рощенье с великолепными, но, к сожалению, почти закрытыми для современного поколения вологжан фресками, свидетельствует о многовековой эпохе православной культуры. Напоминает он и о существовании здесь еще нескольких храмов, среди которых территориально самым близким к филармонии был Спасо-Всеградский собор, построенный по обету «об ин день» (в один день) в дни страшной моровой язвы, охватившей Вологду в 1654 году. Храм был очень любим вологжанами и почитаем как городская святыня.

Памятник В. И. Ленину - первый в нашем крае, построенный в год смерти лидера революции и, скажем попутно, точно воспроизводящий его рост, - рассказывает уже об иной, советской эпохе. О ней же свидетельствует и Вечный огонь, зажженный в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, и странной формы памятник героям (точнее бы сказать - жертвам) революции и гражданской войны, и «освободившееся» от разрушенных храмов большое незанятое пространство - любимое место молодежных «тусовок».

Есть здесь и следы постсоветского времени. Прежде всего - Поклонный крест, поставленный на месте разрушенного в начале 70-х годов Спасо-Всеградского храма (к тому времени — кинотеатра им. Горького). На кресте размещены лики вологодских святых и вмонтирована неугасимая лампада, напоминающие о намоленности этого места. Крест как бы восстановил часть православного сакрального пространства.
О новых временах красноречиво говорят и особняки «новых русских», расположившиеся поблизости от здания филармонии.

Одним словом, здание по Лермонтова, 21 вписалось в насыщенный полисемантический культурный текст сравнительно небольшого городского локуса. Не удивительно,что в этом тексте оно волей-неволей должно иметь свой код, нести свое «слово». И мне думается, что такое слово давно найдено.

Я имею в виду следующее. Частный особняк, построенный в конце XVIII века в стиле классицизма, с 1820-х годов стал зданием Дворянского собрания. Отныне этому великолепному архитектурному памятнику Вологды суждено было стать одним из центров «высокой» культуры губернии. Эту миссию он нес и в XIX - начале XX века, когда в его стенах разместилась областная библиотека, а затем филармония. Одним словом, здесь всегда был и есть своего рода элитный клуб Вологды.

Называя здание филармонии элитным клубом, я имею в виду, конечно же, культурную элиту, меньше всего подвластную переменчивым вкусам и модам, увлечениям различных эпох и следованию идеологическим ориентирам. Эту миссию, как мне думается, филармония достойно несет и в наше время. Будучи ведущим центром музыкальной культуры Вологды, она стала еще и местом проведения важнейших общественно значимых событий - презентаций больших культурных проектов, чествований выдающихся наших земляков, юбилейных акций, областных фестивалей «Звездное кружево Севера» и др.

Нашим общим элитным клубом филармонию можно назвать еще и потому, что ее сотрудники делали и делают все для того, чтобы любое из названных событий прошло в обстановке безупречного вкуса, в духе следования высоким культурным традициям.

Несколько лет назад в стенах филармонии в духе нового времени был учрежден Клуб делового общения, объединяющий представителей деловой элиты города, которые выразили намерение продолжать традиции благотворительности вологодского дворянства и купечества, участвовать в социально-культурном развитии города.

Мне приятно отметить, что именно в стенах филармонии был проведен вечер-презентация, посвященный образовательной программе «Истоки», одним из авторов которой я имею честь быть. Образовательная программа, благодаря усилиям большой группы ученых, педагогов, руководителей образования, давно вышла за пределы Вологодской области, приобрела федеральный статус и стала «визитной карточкой» Вологодской области в российском образовании. «Истоки» призваны способствовать формированию личности ребенка и подростка на основе устойчивых культурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации. Неудивительно, что лучшего место для проведения такого вечера, чем зал филармонии, найти трудно, ибо здесь эти вечные ценности не предавались забвению и в любые времена доводились до людских сердец. В памяти всех «истоковцев» сохраняется тепло и душевность того праздника, который был устроен нам в залах филармонии.

Есть и еще одно обстоятельство, которое в последнее время все теснее связывает меня с филармонией. Отделение культурологии и кафедра теории и истории культуры Вологодского государственного педагогического университета, учрежденные в 2001 году и призванные готовить для вологодской культуры высокопрофессиональных специалистов в области теории, истории и практики культуры, видят в филармонии надежного помощника в этом непростом начинании. Существенно и то, что мы начинаем ряд совместных творческих и просветительских проектов в этом направлении.

Уверен, что у филармонии хорошее будущее, что ее ждут новые творческие успехи и благодарное признание ее служения Отечеству.