Святой Герасим
Как православная церковь греческая установила совокупное торжество трем своим великим святителям, хотя они жили не в одно и то же время и скончались в разных местах, так и древняя церковь пермская, подражая греческой и царствующему граду Москве, празднующей в один день трем своим иерархам—29 января, накануне праздника вселенских учителей вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей— Герасима, Питирима и Ионы. Прославляет вместе потому, что они преемственно один после другого доканчивали апостольские труды великого просветителя Перми Стефана.
Более полувека продолжались их святительские подвиги, для двоих из них кончившиеся мученической смертью. Как поставленные во главе своей паствы, высокие по жизни и образованию пермские владыки пользовались всеобщим уважением современников, по несмотря на отдаленность их епархии часто были вызываемы в Москву и принимали немаловажное участие во всех важных церковных делах. При этом о жизни и подвигах их мы можем сказать весьма немногое. Не известны ни род и происхождение, ни время и место пострижения в монашество, ни подробности их епархиального управления и келейной жизни. О первом из них, святителе Герасиме, у современных летописцев нет даже указания на го, когда он был поставлен в епископа и когда скончался.
Неизвестно, что было причиной такого непонятного ощущения летописцев, если не приписать того отдаленности места действия и подвигов святителей от тогдашних центров письменности, тогдашней неурядице в России, особенно же бедственному положению Перми, почти постоянно подвергавшейся нападениям и от своих и от чужих. Грабежи и злодейства новгородских ушкуйников и вятчан, татар и вогуличей, Асыки и Шемяки были громче и более обращали на себя внимание летописцев, нежели пастырские труды и подвиги смиренных епископов, старавшихся по слову евангельскому, скрывать свои добродетели.
Мощи этих трех святителей помещены были под одною ракой в Усть-Вымской Благовещенской церкви, которая была их кафедральным собором. Под гробницею их находилась икона в серебряном басманном окладе, изображавшая святителей во весь рост со следующей надписью: «Л. 7115(1607) м. Июния в 8 день, при великом госуд. царе и в. кн. Василие Ивановиче, всея Руси самодержце и при святейшем Ермогене, патриархе московском, написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробнице их великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы».
Память святителей благоговейно чтится 29 января с того времени, как по соборному определению патриарха Гермогена и по велению царя Василия Ивановича Шуйского, написана их икона и установлено празднование.
Преемником святого Стефана Пермского был епископ Исаакий, который в 1416 году удалился на покой. Преемником Исаакия стал блаженный Герасим, но откуда он был родом, когда и где поступил в монашество, когда и где посвящен в епископа и когда прибыл в Пермь,—неизвестно. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для того ни трудов своих, ни здоровья, так что митрополит Фотий (в 1429 году) мог сказать о Перми: «Ныне страна чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому».
В 1438 году мы видим блаженного Герасима на Московском соборе, на котором осужден был предатель православия Исидор. В 1441 году он снова был вызван туда же для постановления соборного решения ставить русского митрополита собором русских архиереев. Это показывает, как современники дорожили мнением пермского святителя и какое к нему имели уважение.
В последние годы жизни святителя Герасима положение Перми сделалось самым затруднительным: в одно и то же время она должна была защищаться от различных врагов, далеко превосходивших ее силами и нападавших на нее с противоположных сторон. Самыми опасными у них были вогуличи, часто злодействовавшие в верхневычегодских селениях и постоянно старавшиеся вредить зырянам в торговле и промыслах. Занятые домашними неурядицами и ссорами между собой, они несколько лет не тревожили зырян, но когда раззор и междоусобия между ними кончились смертью многих диких царьков, один из них, Асыка, сделался могущественным и грозным властелином всех оседлых и бродячих вогуличей. Вот тогда-то Пермь и столкнулась с таким врагом, который в течение полувека был бичом и страшилищем для зырян.
Не столь опасными казались другие враги—неугомонные новгородские ушкуйники и вятчане, возбуждаемые только жаждою корысти, а не племенной враждой. Новгородцы грабили нижневычегодские селения, а вятчане—по рекам Лузе и Сысоле.
Как попечительный отец, блаженный пастырь употребил все свое влияние на защиту обиженных. Не щадя собственных средств и сам подвергаясь опасности, он странствовал по Перми из конца в конец, одушевляя своих овец, расхищаемых кровожадными волками. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвратили жителям все отнятое у них и из уважения к маститому старцу сделали богатые вклады в пермские церкви и монастыри. Блаженный Герасим до того простер свою заботу о пользе паствы, что решился явиться в стан жестоких и грубых вогуличей. И несмотря на свирепость их начальника Асыки, просьбы и убеждения святителя подействовали на дикарей и они удалились в свои места. Ревностный пастырь, занялся тогда водворением покоя и порядка в деревнях и селениях, пострадавших от ликого неприятеля, проникал в самые глухие места, если слышал, что там страдает беспомощная бедность, входил во все нужды жителей, одних утешал, другим помогал, иным одолжал, никому ни в чем не отказывая.
Душевные огорчения и недуги старости расстроили его здоровье. Но и будучи болен, он не хотел оставить своих пастырских обязанностей и поехал обозревать ближайшие к владычному городу церкви. На обратном пути, когда он уже приближался к своему дому, «на устьвымском лугу, близ Устьвымска городка, за мало стадий от собырныя церкви, бысть удушен святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя месяца Генваря в 24 день».
Предание говорит, что святой Герасим был удавлен омофором слугою вогуличем, которого он взял себе в воспитание с целью образовать из него проповедника православной веры его диким соотчичам.
При всеобщем плаче и рыдании тело святителя-мученика предано было земле в Благовещенском кафедральном соборе.