Государственное жилищное строительство
До 1960 года основным видом жилищного строительства являлось малоэтажное строительство, и преимущественно деревянное— из бруса и бревен. Кирпич был дефицитным материалом. К январю 1968 года малоэтажные дома составляли 60 процентов всей жилой площади города.
Малоэтажное жилищное строительство осуществлялось на территориях, предусмотренных генеральным планом. Для рабочих железнодорожного транспорта были построены жилые дома в Завокзальном поселке. Для управления Северной железной дороги— по улице Левичева. Для рабочих паровозо-вагоноремонтного завода — в Октябрьском поселке и по улице Мохова. Для рабочих завода «Северный коммунар»— на Машиностроительной улице, по улицам Горького и Разина. Для рабочих судоремонтного завода — по улицам Разина, Пугачева и Судоремонтной. Во всех этих поселках были построены также детские ясли-сады, школы, столовые, магазины, бани, учреждения бытового обслуживания.
До 1958 года трех- и пятиэтажные жилые дома строились по типовым, повторно применяемым и индивидуальным проектам. С 1958 года город перешел на строительство пятиэтажных жилых домов с малометражными квартирами.
С увеличением ассигнований на жилищное строительство в городе образовалось много мелких застройщиков. Средства им отпускались, но организации, способной объединить их для постройки многоквартирных домов, не было.
Так, еще в 1959 году в городе было 70 государственных застройщиков, которые вели жилищное строительство через 10 подрядных строительных организаций. Более 30 застройщиков вели строительство хозяйственным способом. Тресты были маломощными, не имели нужной строительной базы.
Новый этап в жилищном строительстве города начался с постройки завода железобетонных изделий и конструкций и завода крупнопанельного домостроения. Эти заводы стали поставлять строителям фундаментные подушки и блоки, плиты междуэтажных перекрытий, перемычки, лестничные марши, карнизные плиты и другие железобетонные сборные изделия и детали, а также столярные изделия. Трест «Вологодстрой» был укреплен и оснащен необходимой техникой. Он стал основной подрядной организацией в городе по жилищному и культурно-бытовому строительству. Был образован отдел капитального строительства горисполкома, объединивший мелких застройщиков. Все это сделало возможным перейти на строительство пятиэтажных кирпичных домов со сборными железобетонными элементами.
Строительство пятиэтажных кирпичных и крупнопанельных жилых домов и явилось основным видом жилищного строительства в Вологде в 1960—1975 годах. Если в 1959 году при вводе в эксплуатацию 58 тысяч квадратных метров жилой площади было построено 313 жилых домов, то в 1970 году при вводе в эксплуатацию 84 тысяч квадратных метров жилой площади построено только 37 домов.
В это же время город перешел от постройки отдельных жилых домов к застройке кварталами. Так были застроены кварталы 1 и 2 в поселке льнокомбината, кварталы по улицам Герцена, Урицкого, Пролетарской, Горького, Чернышевского и на Вокзальной площади. Так был застроен первый микрорайон Вологодского отделения Северной железной дороги на улице Можайского.
Жилой фонд города Вологды на 1 января 1976 года в жилых строениях составляет 1772,6 тысячи квадратных метров жилой площади, или в среднем 8,1 квадратного метра на одного жителя. По сравнению с 1917 годом город вырос по жилому фонду в 5,5 раза.