Храмы и церкви


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т У Ф Ц

Церковь Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (холодная) (1653)

Утрачена; Вологда, наб. VI Армии

Церковь Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни - вторая по древности возведения (после церкви Воскресения на Ленивом Торгу). Она располагалась на окраине города, на левом берегу реки Вологды.

В летописях XVI века упоминается о находившемся здесь мужском монастыре и принадлежавшей ему деревянной церкви во имя Иоанна Предтечи. Этот монастырь и местность, прилегающая к нему, назывались "Дюдиковой пустынью". Летописи XVII столетия повествуют о том, как в начале века этот монастырь был разорен поляко-литовцами и после уже не был восстановлен, т.к. уцелевшие монахи покинули его, расселились по другим обителям, в частности основали в Москве Никольский Угрешский Монастырь.

В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича "Дюдикова пустынь" была передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная церковь заменена каменной; это была вторая по времени построения каменная церковь города Вологды после Софийского собора. Такая, сравнительно быстрая замена деревянной церкви каменной объяснялась богатством Дюдико-пустынского прихода, о чем свидетельствуют окладные книги Вологодского архиерейского дома XVII и XVIII вв., из которых следует, что эта церковь могла давать наибольшую дань в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. Имя зодчего, создавшего церковь Иоанна Предтечи, осталось неизвестным. В начале ХХ века здесь было уже две каменные церкви, и Знаменская церковь была позднейшей.

Архитектура храма была типична для церковного зодчества XVI - XVII века и имела большое сходство с Вологодским Софийским собором, однако значительно уступала ему в размерах.

Церковь Иоанна Предтечи представляла собой двустолпный храм, относящийся к более раннему времени, чем Никольский и Спасо-Преображенский. Очевидно, этот храм и послужил прототипом других двустолпных памятников Вологды XVII века. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, "москвитина, гостя гостиной сотни" С. Казакова, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII веке довольно широкое распространение.

Церковь Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни представляла собой большое здание соборного типа, без подклета, с пятью световыми главами, а также с трехапсидным алтарем, папертью и шатровой колокольней с запада.

Наружная отделка храма была достаточно проста. Плоские пилястры поддерживали карниз, на который опирались закомары, внутри которых находились живописные клейма. Главы храма имели традиционную луковичную форму с высокими круглыми барабанами, украшенными арками и полуколоннами, вокруг окон. Храм имел два крыльца с южной и западной стороны; южное крыльцо было более сложно в архитектурном отношении, чем западное, примыкающее к невысокой пристройке. С западной стороны к церкви примыкала шатровая колокольня более поздней кладки (конец XVII века).

Художественное значение церкви подчеркивалось и благодаря тому, что здесь находилось много старинных и прекрасных по письму и краскам икон, некоторые из них были более древними, чем сам храм.

Из икон наиболее замечательны:
      1. Местный образ Вседержителя, длиной 2 аршина 5 вершков, шириной 1 аршин 12 ? вершка; на нем венец и цата серебряные, чеканные, ожерелье жемчужное, со вставками разноцветных простых камней; риза серебряная, кованая, весом 5 фунтов, 33 золотника; поля иконы покрыты золоченой басмой. При стопах Спасителя изображены в молитвенном положении преподобные Антоний и Феодосий киево-печерские; подписи и венцы у сих угодников серебряные.
      2. Храмовый образ святого Иоанна Предтечи, длиной 1 аршин 14 вершков, 1 аршин 7 вершков, по преданию писанный преподобным Дионисием Глушицким. В середине образа в четвероугольнике изображен святой Предтеча, а по сторонам в 18 клеймах представлены события жизни его и чудеса по смерти; венец, риза на угоднике, надписи над клеймами и 21 малые венчики в разных местах иконы серебряные, позолоченные.
      3. Местный образ Сошествие Спасителя во ад, отличающийся некоторыми особенностями в изображении этого евангельского события.

<<< Назад В начало Далее >>>