Вологодская икона
Вологда рано оформляется в качестве центра художественных ремесел, обслуживающего окрестное население и поставляющего художественные изделия на рынок. Из материалов археологических раскопок установлено, что уже в XII—XIII веках в городе существовали промыслы роговой, резьбы по дереву, кожевенный, кузнечный. Найденная на нижнем уровне культурного слоя каменная иконка-полуфабрикат XIII века с изображением Николы свидетельствует о существовании здесь мастерской по изготовлению мелкой пластики.
Из источников XV—XVI веков известно о присутствии в городе мастеров-серебряников, ювелиров, книгописцев, переплетчиков. Сохранившиеся памятники живописи позволяют утверждать, что местные мастера-иконописцы появились в Вологде не позднее ХIVвека. Активное строительство церквей, которых к концу XVII века насчитывалось в городе свыше пятидесяти, способствовало развитию иконописания и совершенствованию мастерства иконописцев. В XVII столетии в Вологде появляются уже фамильные династии иконников, возникает даже Иконная улица.
Перемена в экономическом и политическом положении города, происшедшая в начале XVIII века, способствовала накоплению и бережному сохранению культурных и художественных ценностей, созданных в лучшие времена — в XV—XVII веках. Вологодские церкви и монастыри стали подлинными сокровищницами древнерусской живописи, пластики и прикладного искусства, а у жителей городов и сел губернии хранились уникальные произведения народного творчества, традиции которого передавались из поколения в поколение и дожили до наших дней.
В 1896 году состоялось открытие Вологодского епархиального древлехранилища. Для руководства деятельностью этого музея в том же году учреждена Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей под председательством И.Н.Суворова. Заведовали музеем сначала А.Ф.Малинин, потом С.А.Непеин и И.Н.Суворов. Позднее в Вологде появились музей Вологодского общества изучения Северного края и Художественный музей ГубОНО. Музей «Петровский домик» открыт раньше, в 1885 году. На базе этих разрозненных хранилищ в 1923 году был создан Вологодский объединенный губернский музей (ныне Вологодский областной музей-заповедник), организация которого завершилась в 1924. За время существования Вологодского музея его сотрудниками проведена огромная собирательская и научно-исследовательская работа. Фонды его ежегодно пополнялись новыми ценнейшими экспонатами.
Первые опыты по раскрытию вологодских памятников живописи были предприняты московскими реставраторами М.О. и Г.О.Чириковыми в 1905 — 1907 годах. В это время ими были раскрыты иконы XVII века из иконостаса вологодской церкви Иоанна Богослова, а также Спас Ярое Око из Воскресенской Расловской церкви и Владимирская Богоматерь, с праздниками 1549 года из Владимирской церкви Вологды.
В первые годы советской власти, еще до создания объединенного музея и в начальный период его существования, попытки самостоятельной реставрации были сделаны В.И.Лузан и И.В.Федышиным, но вскоре дело реставрации было передано в Центральные реставрационные мастерские Главнауки. К этому времени относится раскрытие ряда икон деисусного чина XVI века из Глушицкого Покровского монастыря. С 1926 года в Вологде началась плодотворная реставрационная деятельность выдающегося советского художника-реставратора и мастера лаковой миниатюры А.И.Брягина. Им был раскрыт целый ряд уникальных произведений живописи XIV—XVI веков из вологодского собрания, в том числе Троица Зырянская, Богоматерь на престоле с предстоящими свв. Николой и Климентом, Никола Зарайский (краснофонный) из Андреевской церкви, Димитрий Прилуцкий с житийными клеймами из Спасо-Прилуцкого монастыря и другие.
В последующие годы реставрация памятников вологодской средневековой живописи выполнялась в Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (Богоматерь Толгская Подкубенская) и во Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации (завершение реставрации икон Троица Зырянская и Св. Иоанн Предтеча в пустыне).
Очередной этап активной работы по раскрытию вологодских икон относится к концу 60-х годов, когда Н.В.Перцевым была создана бригада художников-реставраторов при Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Уже в 1970 году в Вологодском музее состоялась выставка новых открытий, на которой экспонировались только что раскрытые иконы деисусного чина из Корнилиева Комельского монастыря, Богоматерь Владимирская начала XVI века, Воскресение 1692 года работы вологодских мастеров и ряд других произведений. В 1972 году в Вологодском музее был создан отдел древнерусского искусства и открылась постоянная экспозиция древнерусской живописи.
По стилистическим признакам и происхождению памятники живописи Вологды довольно четко распределяются на несколько групп, в которых как бы отражается политическая и культурная история земель, составляющих ныне территорию Вологодской области.
Как уже отмечалось, заселение Севера славянами происходило двумя потоками — с запада из новгородских и с юга из ростово-суздальских земель. Соответственно, и традиции художественных ремесел мигрировали по тем же направлениям, распространяясь из области культурной метрополии к периферии, накладываясь на специфику местной традиционной культуры и образуя качественно новый культурный феномен. Так, отдельную стилистическую группу составляют произведения, поступившие из церквей, расположенных в районах бассейна Шексны, нижней Сухоны и Заозерья, то есть с земель, входивших в состав ростово-суздальских удельных княжеств и подчиненных ростовской епископии. Ранние памятники, происходящие из самой Вологды, выделяются в особый ряд определенным следованием новгородской художественной традиции: известно, что Вологда в XIII—XIV веках была новгородской волостью и формально оставалась ею до середины XV века. Третью группу памятников в собрании музея образуют иконы московской школы конца XV — начала XVI века, которые поступили в вологодские монастыри и церкви как вклады либо были выполнены приезжими московскими мастерами. Основной же состав раскрытых произведений характеризует различные этапы развития художественного творчества местных иконописцев.
Из круга памятников, связанных с Новгородом, самым ранним является Богоматерь на престоле с предстоящими свв. Николой и Климентом из Гаврииловской церкви Вологды. Икона отличается светлым, звучным колоритом, бесхитростна по исполнению. Ряд признаков — сочетание цветного фона с белыми полями, киноварная обводка по лузге и полям, «бессанкирная» карнация, резко выраженная разномасштабность фигур, архаический характер изображения архангелов в медальонах, древние черты в палеографии — позволяет датировать это произведение первой половиной XIV века.
Своеобразна по живописи икона Никола Зарайский с 14 житийными клеймами из Андреевской церкви. Никола в среднике изображен на интенсивном киноварном фоне, в клеймах же фона написаны очень светлой разбеленной охрой. Краски положены плотно, вохрение энергичное, с сильными белильными движками. В живописи иконы почти нет лессировок и сложных полутонов. Художественный образ отличается ясностью и конкретностью. В то же время в колорите иконы обращает на себя внимание любовь художника к утонченным аккордам светлых сиреневых, розовых, зеленоватых и белых красок — цветовая гамма, характерная для новгородской живописи конца XIV — начала XV века. Но некоторые признаки, в частности, обрамление средника двухцветной каймой, заметная диспропорция в рисунке фигур, заполнение клейм крупными формами свидетельствуют о его провинциальном происхождении.