Вологодская икона
С 30-х годов XVIII столетия творческие приемы городских иконописцев и живописцев настолько сближаются, что источники их практически не различают: один и тот же мастер может называться то иконописцем, то живописцем. В хозяйственных документах, в деловой переписке, в переписных и обывательских книгах Вологды XVIII столетия фигурирует большое количество имен мастеров, чьи произведения наполняли вновь возводившиеся в Вологде каменные храмы, заменявшие прежние деревянные. Так, в переписной книге Вологды 1711—1712 годов значатся иконники Максим Фомин, Никифор Фомин, Василий Мартынов, Иван Иванов, Григорий Агеев, Степан Филиппов, Лаврентий Филиппов; Ермолай Сергиев показан уже умершим. В середине столетия в Вологде писали иконы Тимофей Дехтярев, Димитрий Сумароков, диакон Иван Васильев, священник Андрей Иванов и Иван Осокин, игумен Арсеньева монастыря Феофилакт, Алексей и Иван Самойловы. В 1792 году в иконописном цехе Вологды состояли Николай Егоров, Андрей Елизаров, Михаил Золотарев, Матфей Куфаркин, Иван Лаврентьев, Алексей Лошков, Димитрий и Василий Муромцовы, Иван, Осип, Петр Серебряковы, Димитрий Сумароков13. Иконы этих мастеров, звучные по цвету, жизнеутверждающие по тональности, но уже исполненные мирской суеты, представлены пока единичными произведениями. Реставрационные работы ближайших лет, несомненно, позволят составить более полное представление о творческой индивидуальности этих художников.
Описание иконы Божией Матери.
Она имеет 1 аршин и 4 вершка длины и 15 ? вершка ширины.
Божия Матерь изображена стоящей, в сиянии, облеченной в царские одежды, с короной на главе; в деснице ее ветвь, похожая на скипетр; на левой руке Предвечный Младенец, также в царских одеждах, с короной на главе, правой рукой благословляющий, в левой имеющий державу. Над главой Божией Матери Господь Саваоф, обеими руками благословляющий; над Ним, в виде голубя, Дух Святой. По обеим сторонам главы Богоматери, кроме обыкновенных надписей и – Образ Божией Матери всех скорбящих радости, находится еще двустишие:
«Мати с Сыном о том беседует,
Да всякий в небе царство наследует».
По обеим сторонам лика Богоматери изображены разного рода несчастные, с надписями против них, помещенными на полях иконы, а именно, с правой стороны:
1. Темница с узниками, закованными в цепях, и надпись:»Вси, иже в гонениих, темницах и заточениих, услыши, Милостивая».
2, 3 и 4. Разные несчастные и при них ангел, подающий требующим нужное. Надписи: «Обидимым Заступнице, услыши, Милостивая». «Алчущих Питательнице». «Жаждущих напояеши».
С левой стороны изображены:
1. Корабль, обуреваемый волнами, и на нем взывающие о помощи к Божией Матери. Надпись «Обуреваемым тихое пристанище даруй Дево Богородице».
2, 3 и 4. Разные несчастные и при них три ангела. Надписи: «Странным утешение даруй Богородице Дево». «Нищим одеяние, больным исцеление».
Под стопами Богоматери, в круге, изображен человек, поднимающий обеими руками другого, изнемогающего от недуга. Надпись: «Смирившагося из нездравия в здравие претворяеши» (Стиль письма иконы древний; была ли она подновляема, неизвестно, но краски еще довольно хорошо сохранились. Надписи сделаны полууставными буквами; некоторые слова под титлами).
Риза на святой иконе серебряная, позолоченная, 84 пробы, весом 8 фунтов 12 золотников. Корона на Божией Матери украшена стразами и аметистами. Когда и кем устроена риза на иконе, неизвестно, но это та самая, которая значится в церковной описи 1827 года, подписанной, кроме причта, старостой церковным Н. П. Брусиловым. Едва ли не жертва сего последнего есть значащаяся в той же описи серебряная лампада пред иконой Божией Матери в виде корабля, весом 8 фунтов 76 золотников.