Святитель Иона
Из жития святителей Стефана, Герасима н Питирима видно, как трудно и опасно было положение юной пермской церкви. В течение многих лет она почти постоянно подвергалась грабежам и разорениям от хищных соседей. Не удивительно потому, что первый преемник Стефана епископ Исаакий вынужден был отказаться от епархии и идти на покой. Следовавшие за ним святители Герасим и Питирим кончили свое служение мученической смертью.
Что должен был ожидать себе и новый владыка пермский Иона, рукоположенный соименным ему московским первосвятителем в 1455 году? Неизвестно, где родился и воспитан, где принял пострижение и готовился к своему высокому служению избранник Божий.
К счастью для нового святителя и его паствы, темное время междоусобий уже проходило, самый опасный враг Василия Темного Димитрий Шемяка был уже в могиле, другие же враги трепетали его слова, великий князь с каждым днем чувствовал себя сильнее, начинал действовать смелее и решительнее, требовал от всех, чтобы княжение его держали честно и грозно, так что епископ Пермский мог уже быть спокойным за свою безопасность.
Еще отпуская Иону в Пермь, великий князь обещал ему покровительство и защиту как от вятчан, так и от вогуличей, решившись смирить и наказать их. Так как вятчане много наделали бед в северном краю и даже участвовали в убиении святителя Питирима, то в 1458—1459 годах сильная московская рать строго наказала вятчан, покорила много городов, привела вятскую землю в зависимость от Москвы и обложила данью. С того времени вятская вольница, страшась грозного могущества Москвы, не смела более нападать на Пермь. Оставалось смирить другого, более строптивого и кровожадного врага зырян вогуличей.
Великий князь, находя неудобным по отдаленности Перми от Москвы оберегать ее собственными силами, поручил устюжанам и новгородцам блюсти ее к помогать ратными людьми по первому требованию пермского владыки. Владыка Иона благоразумно воспользовался военной помощью Москвы и в короткое время успел ввести в стране твердый порядок, восстановить общественное спокойствие и упрочить народное благосостояние. 12 декабря 1459 года вместе с прочими российскими архиереями владыка писал увещение московским епископам сохранять верность Православию, а в 1461 году по кончине митрополита Ионы он объявил собору волю почившего первосвятителя, чтобы в преемники ему поставлен был Ростовский архиепископ Феодосии Бывальцев.
Но главным и более важным подвигом святителя Ионы было обращение ко Христу великой Перми. Великая Пермь, обширная и дикая, была по рекам Каме и Чусовой, в верховьях Вычегды и Печоры, откуда остяки и вогуличи врывались в поселения новых христиан. Чтобы утвердить православную веру, он вызвал из Усть-Выми надежных и опытных священников. На местах идольских капищ, куда народ привык сходиться для молитвы, построил церкви и завел в них школы для обучения детей. Устюжане и новгородцы, ранее других узнавшие об успехе проповеди святителя, поспешили прислать ему свои дары и вклады на устройство и украшение для новопросвещенных.
В 1468 году еще раз было нарушено спокойствие Перми казанскими татарами, захватившими Вятку, надвинувшимися затем к пределам Перми и начавшими уже грабить жителей. Но в следующем же году татары были разбиты устюжанами и заключили мир по всей воле государя Московского.
Блаженный Иона не был безучастным свидетелем этих последних испытаний своей паствы, напротив, он старался помочь потерпевшим и возводить везде спокойствие и порядок.
Предчувствуя близость своей кончины, в последние годы он особенно старался утвердить благочестие в простодушных людях и уничтожить языческие обычаи. Для этого почти постоянно путешествовал из конца в конец своей обширной епархии, строил новые церкви, увеличивал число клира, будучи сам для него живым примером искреннего благочестия.
Наступил 1470 год, пятнадцатый год его епископства. Преклонный старец начал чувствовать в себе ослабление сил, чаще стал подвергаться недугам, но и теперь не хотел оставлять свою обычную деятельность, пока предсмертная болезнь не сразила его. Он тихо и мирно скончался в Усть-Выме 6 июня 1470 года.
«И положено бысть святое тело его на Устьвыми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви по левую сторону Герасима и Питирима епископов, устьвымских чудотворцев, с надгробными псалмопении проводивше честне, идеже и доныне вси трие вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различиыя подают с верою приходящим и до сего дне, по слову Христа Бога нашего» («Вологодские губернские ведомости», 1850 г., № 34).