Из истории вологодского театра
Жизнь вологодского театра и его деятелей, в общем, осталась незамеченной историей, однако с течением времени она обретает значимость, подобно антикварной вещи, ценность которой возрастает c годами. Перелистывая страницы документов, погружаешься в эпоху и ощущаешь, что персонажи, упомянутые в них, становятся близкими знакомыми. И ушедшее время приближается...
Ярославский актер и антрепренер Н. И. Иванов в воспоминаниях передает эпизод своих переговоров с В. А. Кокоревым о переезде труппы в Вологду:
«Поезжайте, — сказал он (Кокорев. — Б. И.), — в Вологду. Там театра нет, и не было. Вам, вероятно, будут там очень рады.
— Где же мы будем играть, если там нет театра ?
— В моем доме.
— А сцена, декорации, — начал, было, я пересчитывать все затруднения, которые сопряжены с денежными тратами, для нас немыслимыми, но Кокорев меня перебил, добродушно улыбаясь:
— А уж это не ваше дело... Вы только скажите, согласны ли ехать в эту глушь.Разумеется, я согласился от лица всех моих товарищей... В Вологде нас встретил радушный прием. Жители с нетерпением ожидали открытия театра, который вышел очень вместительным и крайне симпатичным».
Иванов Н. И. Воспоминания театрального антрепренера // Исторический вестник. 1891. Т. 46. № 10. С. 77.
Городской общественный театр возник в Вологде предположительно в 90-е годы XVIII века. Спектакли в то время играли в одном из залов здания, которое принадлежало приказу Общественного призрения (ныне Галкинская, 1). В этом здании в 1786 году было открыто Главное народное училище, а в 1804 году - Вологодская мужская гимназия. Содержал первый вологодский театр некто Петров, и труппа его была небольшой. На сцене вологодского театра в конце XVIII века ставились комедии Фонвизина «Недоросль», «Хвастун», «Модная лавка», драма «Рекрутский набор», пьеса К. Шаховского «Казак-стихотворец», а также комические оперы «Мельник», «Сбитеньщик». Позднее, в середине XIX века, один из первых исследователей истории вологодского театра Н. Титов писал: «...Публика была чрезвычайно привязана к этому театру и поддерживала его всеми средствами: тогда еще не было введено в провинции выражать восторг букетами цветов, но любители выражали его иногда другим способом, как-то: подарками и проч.».
Первый вологодский театр просуществовал недолго: к сентябрю 1819 года, как установила Р. М. Лазарчук, театр был «выведен» из дома, принадлежащего приказу Общественного призрения, и «закрылся тогда, когда, по распоряжению начальства, дом этот поступил в собственность гимназии». Позднее театральная труппа под руководством Потоцкого играла свои спектакли в небольшом деревянном доме, арендуемом на улице Кирилловской (ныне улица Ленина). Помещение, отданное под театр, было тесным и неудобным. По воспоминаниям современников, актеры там играли небрежно, и несмотря на то, что театр «посещался постоянно публикою», он все же «расстроился чрез несколько лет».
Затем на вологодском театральном горизонте появился ярославский актер и антрепренер Николай Иванович Иванов (1811 ? -после 1891), которому откупщик В. А. Кокорев, проживавший тогда в Ярославле, предложил вместе с труппой ехать в Вологду.
Остались свидетельства о деятельности труппы Н. И. Иванова в Вологде. По воспоминаниям Н. Титова, «здесь играли уже более водевили, однако ж являлись иногда и драмы..., раз даже был назначен Гамлет! Разумеется, такая самонадеянность не прошла даром. Публика... изъявила явно свое неудовольствие на неудачное исполнение важных пьес... Люди, понимающие искусство, желали, чтобы на сцене являлись пьесы, которые по силам актерам, между тем, другие требовали драм и вообще пьес серьезных. Все это имело, конечно, невыгодное влияние на театр, однако ж он существовал еще несколько времени и закрылся незадолго до основания нынешнего театра».
Со временем принадлежащее Кокореву здание театра вновь передали под жилье. В городе, по словам Иванова, был построен «настоящий театр», где ему «привелось в разное время антрепренерствовать два раза».
С 1843 по 1849 год, по утверждению краеведа А. Я. Бунцельмана, театра в Вологде не было.
С 1849 года вологодский театр разместился в новом здании, построенном Борисом Соловьевым. Это было первое специализированное театральное здание в Вологде. Оно находилось напротив женской гимназии — на углу улиц Гостинодворской и Малой Благовещенской (ныне проспекта Победы и улицы Батюшкова). Именно 1849 год считается в Вологде датой рождения вологодского театра, хотя, как видно, это не совсем так — театр в Вологде старше примерно лет на пятьдесят—шестьдесят. Современник событий Н. Федорович писал: «Мы живо помним первоначальное устройство вологодского театра лет четырнадцать тому назад. "В Вологде театр строится!" — эта весть молнией пролетела по городу и произвела великое треволнение: одни радовались, другие открещивались и отплевывались, как от бесовского наваждения, — даже речь была сказана известным вологодским витией против этого соблазна, угрожавшая громами небесными. Ничто не помогало: театр, похожий на сколоченный наскоро сарай, построился; по первопутке приехала труппа странствующих артистов, начались спектакли. Не прошло месяца, как публика, забыв все ужасы этих выдумок, втянулась в "бесовское зрелище" и полюбила театр...».
В 50-е годы XIX века вологодская сцена неоднократно изменялась и разнообразилась, были тогда в ее истории взлеты и падения: много и способных, и бездарных актеров перебывало на ней. Больше всех запомнился вологжанам И. Е. Чернышев, который играл на вологодской сцене лишь два года. И несмотря на такой непродолжительный срок, он сумел заслужить любовь и уважение публики. Отсюда Чернышев перешел на петербургскую сцену, но там не смог добиться актерской славы и остался в памяти потомков более известен как писатель.
Из воспоминаний актрисы Е. П. Корчагиной-Александровской:
«Вологда справедливо гордится своим театром — одним из старейших русских театров. С Вологдой — и Вологдой давней, дореволюционной, и Вологдой советской — у меня связаны теплые воспоминания...
Вологда считалась одним из самых театральных городов старой России. В вологодском театре сезоны драматической труппы регулярно чередовались с оперными.
На сцене вологодского театра выступал ряд выдающихся актеров провинциального театра, многие из которых потом с успехом работали в столице. Вологда видала лучших гастролеров — прославленных артистов Малого, Александрийского театров...
На Вологде и Сызрани закончились долгие маршруты моих провинциальных скитаний. Здесь в 1903—1904 годах я провела свои последние провинциальные сезоны. Труппа была сильная и пользовалась успехом у зрителей. В составе труппы были талантливая актриса А. Н. Медведева, племянница знаменитой актрисы Малого театра, ярко одаренный актер комедийного плана Леонов, Н. Листов и другие.
Управляющим труппой был своеобразный актер Константин Зефирович Нузинский, виртуозно исполнявший роли... комических старух. Это был человек, страстно любивший сцену... Вологодскую труппу держал, как тогда говорили, антрепренер Н. Бориславский, одновременно державший театры в Пензе и Сызрани. Вместе со мной служил в этой труппе мой муж: В. В. Александровский, впоследствии артист Московского Малого театра».
Корчагина-Александровская Е. П. Страницы жизни: Статьи и речи. Воспоминания. М., 1955. С. 147-149.
Вологодский театр, построенный Борисом Соловьевым, просуществовал около десяти лет и не избежал участи многих вологодских зданий — сгорел. С 1863 года театральные труппы играли в здании, построенном известным театральным предпринимателем В. А. Смирновым. Вологодский журналист и газетчик С. Коваль вспоминал, что оно находилось на «Б[ольшой] Архангельской улице (ныне Чернышевского. — Б. И.), где теперь дом Грачева, рядом с домом Братства (Всемилостивого Спаса. — Б. И.), быв[ший] Ю. Зубова». С. Коваль в юбилейной справке «Театр в Вологде» об этом здании писал: «Здание было деревянное, стояло не в линии домов по улице, а в глубине места, ближе к торговым (коммерческим. — Б. И.) баням». А несколько позднее историк вологодского театра Н. С. Полянский его дополнял: «Театр этот был небольшой по количеству мест в партере, с боковыми двухъярусными ложами и галереей». Жизнь здания театра, построенного В. А. Смирновым, оказалась также недолговечной — во второй половине 1870-х годов оно было приспособлено под цирковые представления, а затем, ввиду ветхого состояния, продано на слом.
К середине 70-х годов XIX века у театра В. А. Смирнова появился конкурент. В апреле 1874 года антрепренер вологодского театра, итальянский подданный Паскуаль Францевич Рамес обратился в городскую управу с ходатайством об отводе участка земли для постройки нового деревянного театра в целях «украшения города и доставления почтеннейшей публике полного удобства и удовлетворения». Строительство вологодского театра началось на восточном краю Парадной площади (ныне на этом месте стоит дом № 5 по улице Зосимовской). Паскуаль Рамес приступил к постройке этого здания, как сегодня говорят, при финансовом содействии мецената А. С. Коханова, управлявшего тогда казенной палатой. Через некоторое время на сцене театра Паскуаля Рамеса состоялось первое представление. По этому поводу один из современников писал следующее: «19 января (1875 года. — Б. И.) у нас открыт второй частный театр, построенный г. Рамесом. Театр деревянный и снаружи еше не отделан. Внутреннее помещение в нем несколько больше и выше, чем в старом, и притом достаточно теплое, тогда как последний не может похвастать этим удобством... Театр был переполнен публикой так, что не оставалось ни одного свободного места, несмотря на то, что наша публика, сочувствуя тому материальному положению, в котором находился строитель нового здания, платила за билеты выше назначенных цен».
Таким образом, в Вологде к середине 70-х годов XIX века существовало одновременно два театра, но город, в котором насчитывалось около 18 тысяч жителей, «не потянул» две труппы сразу. Паскуаль Рамес, разорившись, уехал в Ярославль, где вскоре и умер. После отъезда итальянского подданного театр перешел в руки вологодского помещика, «барина-чудака» А. П. Набалова, который всю свою жизнь горел любовью к родному театру и потратил на его содержание почередно несколько состояний, наследником которых становился. В январе 1897 года Набалов умер, и здание фактически поступило в управление города. Издатель «Вологодского листка» А. А. Галкин писал: «Владельцами и распорядителями его сделались не "сумасбродные" люди, а практичные и трезвые городские заправилы. Театр сделался доходным предприятием, девизом стало служить правило "поменьше истратить, побольше получить"... Много публики и артистов перевидал на своем веку вологодский театр. На его сцене выступали "знаменитости": играли Савина, Лешковская, Садовская, Варламов, Садовский, Ге, Юрьев. Гастролировали Орленев, Мамонт-Дальский, братья Адельгеймы и целый ряд других. Играли и таланты, и бездарности. Стены его бывали свидетелями восторженных оваций, громовых раскатов смеха и неподдельных искренних слез».
После 1917 года, когда антрепренеру П. А. Шумскому было отказано в аренде здания, у театра начался новый этап истории.