Преподобный Иоасаф Каменский
На Кубенском озере, неподалеку от северо-западного его берега, находится маленький остров, не имеющий даже и одной десятины пространства, называемый Каменным. Эта горсть земли как-будто для того именно и брошена природой в бурные волны озера на самом опасном месте, чтобы служить почти единственным удобным пристанищем для плавающих.
Небезынтересен Каменный и для любителей отечественной истории. Здесь 6 августа 1260 года обрел себе спасение от бури князь Глеб Васильевич и в благодарность Богу за свое спасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову.
Отправившись отсюда, он приказал прорыть каналы на реках Сухоне и Вологде и тем положил начало улучшению естественных путей сообщения в то время, когда еще никто не думал о том в Европе. Здесь Василий Темный нашел себе дорогу к потерянному им великокняжескому престолу, а юный Иван III, возвратившись из Кокшеньги, благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. Брат его Андрей Васильевич, единственный князь, называвшийся Вологодским, в 1481 году построил первый за Вологдой каменный храм Преображения, доставляя для того кирпич из Твери и Старицы. В 1528 году приезжал на Каменный великий князь Василий Иванович со второй своей супругой Еленой, он дал денег на построение теплой церкви, прося у братии исходатайствовать ему у Бога наследника. Сын его Иван Грозный также оказывал свое благоволение Каменному, дал жалованную грамоту, послал колокол, но сам не был в монастыре по причине непогоды на озере, хотя во время своего путешествия по вологодским монастырям был недалеко от него, в селе Устье. Надо полагать, что и Петр I, когда был на Кубенском озере для исследования его глубины и удобства для навигации, тоже бывал на нем, как лучшей пристани на озере.
Но несравненно выше и важнее значение Каменного монастыря в духовно-нравственном отношении еще более знаменит и славен он жизнью и подвигами своих иноков.
Как только Каменный остров делается известным истории, мы видим на нем 23 старца, много лет подвизавшихся в обращении к Христу карельских и чудских языческих племен, обитавших на северо-восточном берегу озера. Старцы были столь смиренны, столь нищи духом и телом, что не имели даже церкви и совершали свои молитвы в малой и бедной часовне, стараясь не об устроении вещественного храма, а о том, чтобы им самим сделаться живыми, одушевленными храмами Святого Духа.
И после блаженной кончины преподобных первоначальников-основателей обители были в ней люди, проникнутые их духом,— святые подвижники, верные обетам иночества. В княжение Димитрия Донского пришел в Москву из Царьграда афонский подвижник Дионисий, который был благосклонно принят великим князем и получил от него для жительства келью в московском Богоявленском монастыре, а как вскоре после того пришли в Москву старцы Спасо-Каменского монастыря просить себе игумена, то великий князь и послал им в игумены святогорца.
Много лет Дионисий управлял обителью, изнурял тело свое непрестанными трудами и постом, непрестанно назидая братию своею подвижнической жизнью и учением. Он благолепно украсил церкви святыми иконами, обогатил книгами и прочей церковной утварью, устроил все необходимое для общежития и ввел в монастыре строгий устав святой горы, которым, между прочим, запрещается вход в него лицам женского пола.
«И прихождаше слава о нем повсюду, даже и до самодержца и стекахуся к нему от всюду, хотяще сожительствовати с ним, ревнующе доброму произволению его и братии множество собра»,— говорит Паисий Ярославов в своем сказании о начале Каменного монастыря.
От его руки, в числе других, приняли послушание под его отеческим руководством начали подвизаться и много лет служили украшением братии преподобные Дионисий Глушицкий, Пахомий Святолуцкий, Александр Куштский и Евфимий Сянжемский, пока не достигли зрелости духовного возраста и сами не сделались основателями новых обителей.
В начале XV века игумен Дионисий рукоположен был в архиепископа Ростовского, там скончался и погребен, оставив по себе святую память.
В половине того же века на пустынном Каменном острове воссиял новый духовный светильник игумен Кассиан. Приняв пострижение на Каменном, он в молодости для лучшего изучения иноческой жизни, путешествовал по Монастырям, славившимся строгостью уставов, благочестием и подвигами иноков, отовсюду извлекал полезное для своей души.
С этой целью еще при жизни преподобного Кирилла он побывал на Белоозере, долго оставался в его монастыре и с таким усердием старался во всем подражать великому наставнику Кириллу, что впоследствии избран был братиею в игумена. По своим добродетелям он скоро стал известен великому князю Василию Васильевичу и митрополиту Ионе. Как самый способный и благонадежный, он дважды был посылаем им в Царьград к патриарху по делам церковным. Но и среди шума столицы, при внимании и почестях от государя и первосвятителей не мог забыть преподобный места своего пострижения и сердце его постоянно стремилось к тишине пустынного острова. Поэтому, исправив данные ему поручения, он просил государя и митрополита отпустить его на Каменный. Просьба его была исполнена: он с честью, со многими дарами для обители отпущен был туда игуменом.
Прибыв на Каменный, преподобный Кассиан, несмотря на свои преклонные лета, изнуренное трудами и путешествиями здоровье, не предался покою и отдохновению, но с неутомимой ревностью принялся за управление многолюдной обителью. Достигши глубокой старости и предчувствуя свою кончину, он причастился Святых Тайн, преподал братии мир и благословение, и тихо и мирно скончался. Это произошло при великом князе Иване Васильевиче около 1460 года.
Но всех более прославил Каменный монастырь преподобный Иоасаф Каменский, знаменитый по своему высокому происхождению и еще более славный по высоте своих добродетелей и равноапостольской жизни. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста.
Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского, одного из потомков святого Феодора Ростиславовича Черного, князя Смоленского и Ярославского. Правнук святого Феодора Ярославский князь Василий Васильевич, современник и сподвижник Донского на Куликовской битве, оставил после себя пятерых сыновей —Иоанна, Феодора, Симеона, Димитрия и Воина. При разделе братьями отцовского наследия Симеон получил в удел волость Новленскую, а Димитрий — земли около Кубенского озера. На северном берегу его, неподалеку от устья реки Кубены, на возвышенной и красивой местности находились терема и палаты князя Димитрия Васильевича, по месту жительства называвшегося Заозерским. Предки его, князья Ярославского дома, славились благочестием и набожностью, любили строить церкви и монастыри, уважали и почитали духовенство, да и сами нередко постригались в монашество. Таков был родитель Иоасафа благоверный князь Димитрий Васильевич.
Тяжело было для России тогдашнее время: народ страдал то от недорода, то от мора и поветрия, то князья ссорились между собой и производили кровопролития. Часто приходили татары, жгли и грабили города и селения, особенно в местах пограничных. Впрочем, Заозерский князь в своих отдаленных владениях, защищенных непроходимыми лесами и болотами, не испытывал ничего подобного.
Но в 1429 году казанские татары внезапно напали на Кострому и Галич, затем, рассыпавшись по окрестностям, далеко распространили свои грабежи и убийства, сжигая селения и уводя в плен жителей. При первом известии о набеге татар князь Димитрий со своей дружиной немедленно отправился в Ярославль для защиты своей отчины и пал в битве с неверными на Туговой горе.
Узнав об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей сделала нападение на собственные его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая все огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила внезапно разразившееся над нею бедствие с совершенной преданностью воле Божией и с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратила все свое внимание воспитанию малолетних детей своих.
Когда старший сын ее Симеон достиг надлежащего возраста, попечительная мать его женила у князя Ивана Дея, который дач в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думай, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, впоследствии случилось совсем наоборот. Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери меньшому сыну Андрею. Он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился еще в детском возрасте. Сделавшись нездоровой, сердобольная мать посылала к преподобному Александру Куштскому просить его молитв о своем выздоровлении. Но блаженный пустынник, за двадцать дней предузнав ее кончину, отвечал ей советом готовиться к вечности. Мария скончалась и была погребена в Ярославле. Юный Андрей остался круглым сиротой, но бодрствовал над ним Промысл Божий. Он вел своего избранника к предназначенной ему цели, невидимо руководя всеми обстоятельствами и переменами в его жизни. Находя отраду и утешение только в чтении священных книг, он стал удаляться от общества и чувствовать отвращение к мирской жизни.
Такому настроению духа юного князя во многом способствовали обстоятельства, постигшие семейство и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, показавший себя истинно великим, когда надобно было защищать и охранять Православие, не был таковым всегда и не имел столько великодушия и справедливости, чтобы за вину одного не гневиться на других и не мстить родственникам своего врага, ни в чем против него не виноватым. За то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Шемякой, великий князь в 1447 году отнял у Заозерских князей все их наследственные и благоприобретенные вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую — брату его Пиану. Таким образом сыновья князя Димитрия перестали быть иладетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязненных чувств к великому князю. Князь же Андрей в поступке великого князя видел новое для себя доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, видел новое побуждение немедленно приступить к исполнению давно таившегося в его сердце желания посвятить себя жизни иноческой.
В то время, когда князь Андрей решился удалиться от мира и посвятить себя иноческой жизни, неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасо-Каменный монастырь, отделенный от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельной жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому он отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин.
Игумен Кассиан не только принял его в монастырь, но и сократил для него урочное время монастырского искуса. После многих бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвавши его при пострижении Иоасафом и поручил его руководству духовного старца Григория.
Четыре года провел преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре в подвигах иноческих, не выходя из кельи далее церкви и трапезы. По мере того, как он усиливал свои труды, очищалось его умное зрение, сердце его все более и более возгоралось любовью к Богу, так что молитва сделалась для него уже не долгом, а необходимой потребностью души. В последний год своей жизни он вкушал пищу только по воскресным дням после приобщения Святых Тайн, всю неделю пребывая в посте. Блаженный Иоасаф как бы предчувствовал, что ему недолго остается жить на земле, торопился делать добро и спешил вместить в себе все добродетели.
К концу пятого года пребывания в монастыре он сильно ослаб здоровьем и не мог сам выходить из кельи. По всему видно было, что жизнь в нем догорала и дни его уже были сочтены. Но и теперь, при самых сильных страданиях не стоны и жалобы, а молитвы и благодарения слышались из уст его.
Чистая и святая душа его отлетела к Богу 10 сентября 1453 года.
Услышавши о преставлении преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к его погребению и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. С того времени от нетленных мощей его, как от неисчерпаемого источника, потекли благодатные чудеса и исцеления всем, с верою к нему притекавшим.
В 1650 году, по благословению Маркелла, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, устроена была гробница в каменной Преображенской церкви у южных врат возле стены, в которую перенесены были из-под престола мощи преподобного Иоасафа. После пожара 24 июля 1774 года, когда Каменный монастырь был закрыт, а братство переведено в вологодский Духов монастырь, названный с этого времени Спасо-Каменным, сюда же были перенесены и мощи преподобного Иоасафа, спасенные от пламени.
В настоящее время ковчег с мощами преподобного находится в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде.