Концерты в зале Дворянского собрания: страницы истории
Уютный и светлый концертный зал Вологодской областной филармонии сегодня непросто представить в каком-либо ином амплуа. Изящное убранство, прекрасная акустика - кажется, что музыка должна быть вечной и неизменной спутницей этих стен.
Однако в ранге филармонического зал существует менее сорока лет. И все же его музыкальная история началась гораздо раньше, в XIX, теперь уже - позапрошлом веке. С 1820 года, когда здание, в котором он расположен, перешло в ведение городских властей и стало домом Дворянского собрания, зал в течение столетия концентрировал вокруг себя музыкальную жизнь губернской столицы. И хотя концерты и музыкальные вечера могли устраиваться в частных домах, в зале Благородного клуба, в залах мужской классической и Мариинской женской гимназий, наиболее значимые для города культурные события происходили именно здесь.
Концертная жизнь Вологды, как, впрочем, и большинства русских провинциальных городов, в то время не отличалась интенсивностью. По словам современника, «музыкальные вечера и вообще эстетические развлечения здесь редкость и составляют для публики феноменальные явления».1
Концертный сезон в России традиционно приходился на зимне-весенний период. Основная часть концертов устраивалась в течение Великого поста, когда закрывались театры. В Петербург и Москву специально к этому времени съезжались музыканты со всей Европы. Но в отличие от столиц, художественная жизнь провинции обеспечивалась отнюдь не приезжими артистами. В небольших городах, подобных Вологде, она опиралась, главным образом, на творческий потенциал местных любителей искусств.
Феномен любительства - явления, в течение более чем полстолетия игравшего важнейшую роль в музыкальной жизни России, - требует некоторых пояснений. Любителями, а также - дилетантами, аматёрами - называли себя дворяне, увлеченные музыкальным исполнительством либо композиторским творчеством. Все они получали хорошее музыкальное образование, у многих уровень владения голосом или инструментом был вполне соизмерим с профессиональным. Называя себя дилетантами, эти люди подчеркивали отнюдь не недостаток знаний и мастерства. Скорее, они таким образом подчеркивали свое дворянское происхождение, свое желание заниматься искусством ради искусства, а не ради заработка, и таким образом проводили разделительную черту между собой и профессиональными музыкантами, социальный статус которых был в то время достаточно низок.
Любители музыки и в столицах, и в провинции объединялись в музыкальные общества. Вологда не была исключением: в середине века здесь существовало «Общество благородных любителей музыки», в 1880-1890-е годы - «Общество любителей музыкального и драматического искусств». Важнейшим направлением деятельности любительских музыкальных обществ считалось устройство концертов.
Концерты дилетантов практически всегда преследовали не только художественные, но и благотворительные цели. 28 февраля 1863 года2 в зале Дворянского собрания «любителями музыки и пения» был дан концерт «в пользу бедных г. Вологды и жителей северо-восточного края губернии, пострадавших от голода»,3 6 марта 1877 года - «в пользу предполагаемого приюта для малолетних преступников».4 Концерты устраивались с целью помощи больницам и иным богоугодным заведениям, «для поддержания» малообеспеченных учащихся и содействия музыкальным классам гимназий. В течение последнего пятнадцатилетия XIX века ежегодно в один из святочных вечеров вологодские любители музыки проводили концерт, сбор от которого шел «в пользу недостаточных студентов-вологжан». В дни этих «студенческих» концертов зал Дворянского собрания был «красиво убран флагами», а в гостиной располагались изящные киоски для продажи вин, фруктов, чая и печенья.5
До нас дошло крайне мало информации о том, какая музыка звучала в зале Дворянского собрания в исполнении любителей. Программа концерта 28 февраля 1863 года - одна из немногих сохранившихся:
I отделение:1. увертюра из оперы «Вильгельм Телль», соч. Россини, исполнили Ф. А. и А. А. Брянчаниновы, В. Е. Заханевич и О. К. Клем.2. Ария из оперы «Аукреция Борджиа» (Г. Доницетти), исполнила О. Н. Брянчанинова.
3. Концерт Мендельсона-Бартольди, исполнила Ф. А. Брянчанинова.
4. Ария из оперы «Семирамида» (Дж. Россини), исполнила княжна С. П. Ухтомская.
II отделение:
1. Фантазия на темы из оперы. «Роберт-Дъявол» (Дж. Мейербера), соч. Тальберга, исполнил В. Е. Заханевич.
2. Дуэт «Асb, сага imagin», соч. Габусси, исполнили О. Н. Брянчанинова и А. А. Брянчанинов.
3. Концерт Герца, исполнила А. А. Брянчанинова.
4. Три цыганские песни с хором: «Любовь цыганки», «Песнь цыганки» и «Вдоль по улице метелица метет», исполнили гг. аматёры».6
О чем может рассказать такая программа? В первую очередь - о следовании сложившимся нормам и правилам. В то время не существовало привычных для сегодняшнего слушателя монографических концертов, посвященных творчеству одного композитора либо музыке определенной исторической эпохи. Не было и разделения на вечера симфонической и камерной, вокальной и инструментальной музыки. На протяжении практически всего столетия в ходу были отличающиеся стилевой и жанровой пестротой «большие вокальные и инструментальные концерты».
Именно такой тип «смешанного» концерта в двух отделениях копировали на доступном провинции уровне вологодские дилетанты. Как и положено, его начинает увертюра, которая, за неимением оркестра, была исполнена в переложении для двух фортепиано в восемь рук. Следующие за увертюрой произведения чередуются по принципу контраста. «Серьезная» инструментальная музыка перемежается с исполнением более простых для восприятия арий и ансамблей из популярных опер, вполне типично завершение вечера вокально-хоровой композицией.
Сегодня кого-то может удивить соседство опусов забытых авторов с сочинениями композиторов, чья слава не померкла и поныне. Но в середине XIX века вся прозвучавшая в концерте музыка была модной и известной. Более того, бравурные и внешне эффектные произведения Тальберга и Герца нередко пользовались у публики даже большим успехом, чем произведения, которые в настоящее время принято считать классическими.
Показательным фактом является отсутствие в программе концерта сочинений русских авторов. Исключение составляет известный романс Варламова, в силу распространенного заблуждения представленный как народная песня. Концерт, по-видимому, был подготовлен добротно и основательно, а прозвучавшие произведения предполагали наличие у исполнителей известной виртуозности и солидной музыкальной подготовки.
Наряду с дилетантами, в концертах в зале Дворянского собрания могли участвовать музыканты из крепостных. В отчете о благотворительном концерте «Общества благородных любителей музыки» 29 марта 1859 года упоминаются исполнители, «принадлежащие к тому сословию, улучшение судьбы которого составляет одну из великих задач нашего времени. В этот вечер обычное сословное разделение исчезло, и все артисты дружно делились между собою благодарностью публики, выражавшейся в громких и беспрестанных рукоплесканиях».7
Иногда в концертах любителей участвовал хор архиерейских певчих. В музыкальном вечере в пользу городской женской гимназии в мае 1859 года хор под руководством «страстного любителя и глубокого знатока музыки» М. А. Зубова исполнил несколько произведений, чем в немалой мере способствовал успеху концерта.8
Сохранились сведения, что архиерейский хор один мог «наполнять целые вечера». 1 декабря 1859 года в зале Дворянского собрания состоялся «духовно-музыкальный концерт» в пользу бедных духовного звания. В первом отделении прозвучали концерты Бортнянского «Воспойте людие боголепно в Сионе», «Блажен муж» и «Услыши, Боже, глас мой», последний - в сопровождении инструментального квартета. Автором аранжировки был регент хора, отец Дмитрий Неклюдов. Второе отделение составили торжественный кант «Озари, святая радость», хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим» (оба - с аккомпанементом, «аранжированным г-ном Тарасовым») и композиция Д. Неклюдова «Молитва» на стихи М. Ю. Лермонтова, прозвучавшая в исполнении автора. В заключение был пропет гимн «Боже, Царя храни!» .9
Любительские концерты вызывали огромный общественный интерес. Как правило, все места в зале и на хорах были заняты слушателями, а сборы составляли значительные суммы. «Стечение публики было многочисленное, и несмотря, что зал был довольно велик, едва доставало места для дам, а многие кавалеры вынуждены были стоять» -сообщает своим читателям корреспондент петербургского журнала «Отечественные записки», проездом оказавшийся в Вологде и посетивший концерт 12 марта 1829 года.10
С течением времени характер любительских концертов в Дворянском собрании изменился, как изменилось, впрочем, и само время. В конце XIX столетия они устраивались не только членами «Общества любителей...», но также силами учащихся обеих гимназий и Александровского реального училища.
Учебные заведения практически всегда представляли на суд публики не собственно музыкальные, а музыкально-литературные вечера. Их программы, по традиции - в двух отделениях, состояли «из нумеров пения, музыки и чтения». Музыкальная часть включала сольные, ансамблевые, нередко - хоровые и оркестровые композиции. По окончании концертов обязательно устраивались танцы, продолжавшиеся далеко за полночь.
Гастрольная практика, охватывающая провинцию, начала складываться в России во второй половине XIX века параллельно с формированием слоя русских профессиональных артистов, в основном - выпускников консерваторий. Но, по-видимому, достаточно удаленная от столиц и основных торговых путей Вологда нечасто включалась ими в маршруты гастрольных поездок.
Музыкантов, демонстрировавших свое искусство в зале Дворянского собрания, несложно перечислить. В 1850-е годы здесь побывали скрипачи Н. Я. Афанасьев и А. Парис, пианистки В. В. и Н. В. Погожевы, совместный концерт дали пианист и композитор А. И. Дюбюк и тенор А. О. Бантышев. В 1860-е годы жители губернского центра слышали певца Д. А. Агренева-Славянского, который впоследствии еще раз посетил город во главе созданной им «Славянской капеллы». В 1870-е годы в Вологде пели П. А. Радонежский, И. А. Григоровский и К. А. Алелеков; в 1880-е концерт дала примадонна Императорских театров А. Г. Меньшикова с участием баса С. М. Лаврова; в 1890-е «большое художественное наслаждение публике» доставило выступление знаменитого хора А. А. Архангельского.11 Среди гастролеров последнего десятилетия XIX века встречаются звучные, но совершенно неизвестные имена: в июне 1892 года газеты сообщали о предстоящем концерте пианистки Марии Кнауф-Калинской и баритона Владимира Тальзатти, при участии певицы Эльвиры Марелли, характеризуя исполнителей как «известных артистов, дававших свои концерты в Петербурге, Москве, Твери, Новгороде и за границей».12
Несложно предположить, что приезд в город профессиональных артистов производил среди «образованных жителей Вологды» настоящий фурор, а для выступлений им предоставлялся лучший из городских залов. Состоявшийся в первых числах января 1851 года концерт скрипача Н. А. Афанасьева13 «дан был в обширной прекрасной зале Дворянского собрания, но и та едва вместила всех восторженных слушателей».14 На концертах Дюбюка и Бантышева15 13 и 16 марта 1852 года «зала Дворянского дома и хоры в оба раза, особливо в последний, были полны посетителями». В течение и первого, и второго вечеров «громкие единодушные аплодисменты сопровождали исполнение каждой пьесы».16
С неподдельным энтузиазмом вологжане ожидали концерта Д. А. Агренева-Славянского:17 «Нельзя не радоваться предстоящему вечеру, тем более, как носятся слухи печатные и устные, что Д. А. Славянский одарен замечательным артистическим талантом. Желательно, чтобы эти слухи оправдались, давно уже Вологда не слышала даровитых певцов. Если на самом деле Д. А. Славянский понравится нашим неизбалованным вологжанам, то он не останется без сердечной и материальной благодарности».18
Но, пожалуй, наиболее восторженный прием вологодская публика оказала сестрам В.В. и Н.В. Погожевым.19 Вечера фортепианной музыки с их участием состоялись в зале Дворянского собрания 26 и 31 января 1851 года, программа включала произведения Вебера, Бетховена, Мендельсона, Листа, Шопена, Мошелеса, Гуммеля, Тальберга, Гензельта и Черни. Наибольшее впечатление на публику произвели композиции «Буря» Гуммеля и «Птичка» Гензельта в исполнении старшей из сестер - Веры Васильевны.20
Выступление Погожевых в Вологде имело резонанс в столичной прессе. Петербургская газета «Северная пчела» сообщила своим читателям, что пианистки «были приняты отлично тамошним благородным обществом... Превосходные рояли Вирта были предложены девицам Погожевым помещицами Варварой Александровною Засецкой и Настасьей Александровною Шлегель, и после весьма удачных концертов, девицы Погожевы испытали в Вологде и Русское древнее гостеприимство, и Русскую старинную щедрость. В. В. Погожева получила подарки: от помещицы Варвары Александровны Засецкой - два золотых браслета; от Елизаветы Карловны Брянчаниновой - два золотых браслета с алмазами и аметистами, от Губернского Дворянского предводителя Павла Александровича Межакова обе сестры получили по паре золотых серег, с цветными каменьями. Это благородное внимание к Русским талантам и поощрение их приносит честь чувствам вологодского благородного общества».21
Любопытно, что типичные для сегодняшнего дня сольные концерты тогда не практиковались даже на уровне гастролей. В середине XIX века ни один артист (редчайшее исключение являл собой Ференц Лист) не считал себя вправе единолично занимать внимание аудитории. Если музыкант приезжал в город один, он, как правило, привлекал к участию в концерте кого-либо из местных исполнителей. Так, афиши «вокально-музыкального вечера» Д. А. Славянского в зале Дворянского собрания 16 января 1867 года извещали публику, что концерт будет дан «с участием уже известных любителей».22 В концерте скрипача Н. А. Афанасьева выступили «многие из наших дилетанток» - их «отчетливая игра на фортепиано» придала музыкальному вечеру «разнообразие и занимательность».23
Листая страницы старых газет и читая отчеты о давно отзвучавших концертах, можно найти немало эпитетов, посвященных не только исполнителям, но и собственно залу. Его называли превосходным и блистательным, обширным и прекрасным: «После проведенного в деревне лета, после томительно скучных дней осени не только приятно, даже отрадно увидеть себя посреди великолепного зала, сверкающего огнями, зала, от которого кажется веет молодостью, красотой и свежестью... »24
Процитированные строки написаны в 1853 году, но они как нельзя лучше отражают ощущение праздника и эмоционального подъема, которые зал Дворянского собрания вызывает и сегодня. И особенно важно, что, несмотря на все перипетии прошедших лет, несмотря на все изменения, происходящие с нами и вокруг нас, в этом зале продолжает звучать музыка.
2. Все даты приведены по старому стилю.
3. Вологодские губернские ведомости. 1863, 9 марта, №10.
4. Вологодские губернские ведомости. 1877, 10 марта, №20.
5. Вологодские губернские ведомости. 1899, 6 января, №4.
6. Вологодские губернские ведомости. 1863, 9 марта, №10.
7. Вологодские губернские ведомости. 1859, 4 апреля, №14.
8. Вологодские губернские ведомости. 1859, 9 мая, №19.
9. Вологодские губернские ведомости. 1859, 5 декабря, №49.
10. N. N. О концерте в пользу бедных. Из Вологды, от 15 марта 1829 года / /Отечественные записки. 1829. Ч. 38. № 110. Июнь. С. 403.
11. Северный край. 1899,13 января, №39.
12. Вологодский листок объявлений. 1892, 6 июня, №22.
13. Афанасьев Николай Яковлевич (1820 или 1821—1898) — выдающийся скрипач, педагог, композитор. Автор опер, симфоний, кантат, камерно-инструментальных ансамблей, произведений для скрипки, романсов. Афанасьев играл в оркестрах Большого театра в Москве, итальянской оперы в Петербурге, других театров; в течение тридцати лет преподавал музыку в Смольном институте; много концертировал.
14. Вологодские губернские ведомости.1851, 6 января, №1.
15. Дюбюк Александр Иванович (1812—1897) — пианист (ученик Дж. Фильда), композитор и педагог. Автор популярных романсов и инструментальных миниатюр. Бантышев Александр Олимпиевич (1804—1860) — известный тенор. Его талант высоко ценили современники, называя «московским соловьем». Пользовался успехом как оперный певец и как исполнитель песен и романсов.
16. Вологодские губернские ведомости. 1852, 22 марта, №12.
17. Агренев-Славянский Дмитрий Александрович (настоящая фамилия — Агренев; 1834 или 1836—1908) известный певец (тенор) и хоровой дирижер. Служил в Мариинском театре, вел активную концертную деятельность. В 1868 году организовал хор «Славянская капелла», с которым гастролировал в
России и за рубежом, Хop Агренева-Славянского пропагандировал русские и славянские народные песни. Многие песни хор исполнял в театрализованной манере.
18. Вологодские губернские ведомости. 1876,14 января, №2.
19. Погожевы Вера Васильевна и Наталья Васильевна — пианистки. Начали свою карьеру на гребне интереса русского общества николаевского времени к детям-вундеркиндам, впервые выступив перед петербургской публикой в 1844 году в возрасте 9 и 10 лет. Профессиональное образование получили в Лейп-
цигской консерватории (класс И. Мошелеса). Вернувшись в Россию, вели активную концертную деятельность, которая была прервана внезапной смертью в возрасте 22 лет младшей из сестер, Натальи Васильевны.
20. Вологодские губернские ведомости. 1851, 3 февраля, №5.
21. Северная пчела. 1851, 21 февраля, №40.
22. Вологодские губернские ведомости. 1867, 14 января, №2.
23. Вологодские губернские ведомости. 1851, 6января, №1.
24. Вологодские губернские ведомости. 1853, 12 декабря, №50.