Насон - История города Вологды - Красноглиняные «турецкие» курительные трубки

Красноглиняные «турецкие» курительные трубки с территории города Вологды

Одной из разновидностей керамических находок на позднесредневековых памятниках, наряду с фрагментами сосудов, аптечных банок, чернильниц, светильников, являются курительные табачные трубки. Помимо южных городов, где они встречаются в массовом количестве, подобные изделия известны в Москве, Владимире, Суздале, Пскове, Новгороде Великом и других русских городах. Несмотря на широкое распространение этой категории находок, по мнению исследователей, она является самой неизученной. Чаще всего подобные находки публикуются в массе керамического материала без подробного анализа1. Поэтому проблема классификации, интерпретации, датировки и определения места производства этого материала остается актуальной.

Наиболее глубокое изучение курительных трубок проведено в Болгарии. В 1940-1970-х годах частично опубликованы материалы коллекций, которые содержали курительные трубки, найденные на территории Москвы. Но анализ трубок в публикациях, как отмечают исследователи, довольно поверхностный2. Одной из последних работ в отечественной историографии, посвященных этой теме, является статья И. В. Волкова и Г. Л. Новиковой «Красноглиняные «турецкие» курительные трубки в собрании Музея истории города Москвы»3. В статье подробно рассматривается историография вопроса, дается характеристика коллекции курительных трубок, находящихся на хранении в музее. Материалы данной статьи послужили основой для классификации трубок, найденных на территории города Вологды. Необходимо отметить, что находки носят единичный характер. Тем не менее даже такая небольшая коллекция, как нам представляется, интересна для характеристики средневековой Вологды и для общей характеристики северных провинциальных городов России в культурно-бытовом плане.

В коллекциях керамического материала (из раскопов на территории Вологды), хранящихся в фонде археологии ВГИАХМЗ, представлены четыре полные трубки, два фрагмента венчиков трубок и одна втулка. В 1956 году при раскопках под руководством А. В. Никитина на улице Крестьянской, 24 в отвале была найдена втулка курительной трубки4. С 1992 года активные археологические раскопки в Вологде ведутся под руководством И. П. Кукушкина, поэтому коллекция курительных трубок пополняется ежегодно. В 1992 году найден венчик трубки в шурфе № 9, в 1993 году - трубка в раскопе № 13 на улице Марии Ульяновой, 65. В 1994 году в раскопе № 14 по улице Ударников, 4 - обломок венчика и трубка6. В 1999 году при раскопках на территории Вологодского кремля найдены еще две трубки7. Все они происходят из мешаных верхних слоев (археологического «балласта»), которые датируются XVIII - XX веками. Стратиграфических данных для их точной датировки нет. Именно поэтому настолько важно детальное изучение и описание имеющихся в нашем распоряжении находок.

Основным материалом для определения служат сами трубки, а методами - их классификация и анализ. Трубки состоят из втулки с килем и валиком, чашечки, венчика. «Естественно, в идеальном варианте высшим уровнем классификации должны быть группы, выделяемые по месту производства»8. Однако сама техника штамповки позволяла копировать популярные на рынке образцы практически в любом месте. Поэтому сходный вид могли иметь изделия, произведенные в совершенно разных местах, но приблизительно в одно время. На начальном этапе определения трубки делятся по фасонам. Однако фасонов существует большое количество, провести четкую грань между ними иногда достаточно нелегко. В одном изделии могут сочетаться детали разных фасонов. Как считают исследователи, с определением названий фасонов тоже возникают большие трудности. В настоящее время известна лишь их малая часть. Некоторые фасоны названы условно. Предлагаемые названия имеют право на существование только до того момента, когда будет выяснена реальная номенклатура. Выполнение этой задачи возможно, но поиск рассеянных данных в большом количестве письменных источников требует длительного времени. Все имеющиеся в коллекции трубки относятся к красноглиняным, так называемым «турецким», трубкам. Название самого распространенного в Москве фасона - «тахта-чубук» - заимствовано из Турции. По аналогии с московскими находками к этому фасону мы отнесли две трубки, втулку от трубки и обломок венчика. Трубки этого фасона достаточно крупные, богато орнаментированные, частично имеют клейма. Втулка трубок восьмигранная, венчик чашечки десятигранный. Валик разделен желобком в средней части, а по краям от него прокатан оттиск зубчатого колеса. Ребра между гранями чашечки и венчика выделены двойными линиями-разделителями. Орнамент носит следы восточного влияния. На полях чашечки - оттиск концевого штампа «каури», а на полях венчика - оттиски полупальметки в несколько ярусов. Киль выделен штампом - зубчатым колесом.

Обломок венчика еще одной трубки отнесен к фасону, который называется тюльпановидным по сходной с цветком форме.

Следующий распространенный фасон получил наименование «малый тахта-чубук». Как отмечают авторы, это наиболее условное из названий фасонов. В нашей коллекции две трубки отнесены к этому фасону. Такие изделия не известны на территории Османской империи и не имеют прямых аналогий себе в Причерноморье. Однако наличие трубок этого фасона зафиксировано не только в Москве, но и в других северных городах, что подтверждается и находками из Вологды. Это позволило исследователям предположить, что источником моды здесь послужили образцы, бытовавшие в Речи Посполитой. Основными признаками фасона являются небольшие размеры и бедная орнаментация, втулки таких трубок зачастую имеют квадратное поперечное сечение. По мнению М. Г. Рабиновича, орнамент этих трубок «состоит из чисто русских элементов - штрихов, вертикальных и расположенных зубчиками»9. Он также считал, что, несмотря на явно восточное происхождение, трубки все же попали к нам не с Востока, а в результате сближения с Западом. По мнению автора, «их появление на Руси могло быть связано с деятельностью Петра, который усиленно прививал и курение табаку, до тех пор запрещавшееся православной религией»10. Но запрет курения в более раннее время нам известен в основном по светским правовым нормам. И вскоре после указа о разрешении вольной продажи табака «на Москве» последовал запрет его продажи в «улусах».

При общей оценке качества всех трубок бросается в глаза существенная разница в тщательности их орнаментации, хотя товарный вид и цену определяет качественное выполнение именно этой операции. Таким образом, мастера должны были особенно тщательно заниматься орнаментацией своих изделий, но иногда она вообще отсутствует. Однако чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда почти весь набор штампов оттиснут настолько грубо, что изделие приобретает вид бракованного. М. Г. Рабинович объясняет это способами изготовления трубок, которые подразделяет на два основных типа. Первый - это давление в гладких формах с последующим нанесением орнамента штампом и второй - давление в формах с вырезанным орнаментом. Трубки, изготовленные первым способом, по мнению автора, имеют вдавленный орнамент с большими неправильностями из-за ручного способа штамповки, у трубок, изготовленных вторым способом, орнамент более правильный. Однако нам представляется, что все могло происходить наоборот. Трубки со смазанным орнаментом не ручного производства. Совмещение формы и орнамента, то есть изготовление трубок вторым способом, по мнению Рабиновича, убыстряло штамповку трубок. Трубки со смазанным орнаментом, возможно, более позднего производства, когда изготовление было поставлено «на поток». Другие авторы считают, что мастера специально создавали «фон» из грубых изделий, чтобы лучшую часть местной продукции выдать за турецкую. Эта практика облегчала подделку качественных предметов под импортные турецкие трубки.

В связи с этим очень интересно рассмотреть клейма с точки зрения их подделки под турецкие образцы. Трубки фасона «тахта-чубук» имеют устойчивый набор клейм. Это свидетельствует о цеховом контроле, индивидуальные клейма мастеров встречаются редко. На низкосортных московских изделиях фасона клейм вообще нет. Это относится и к одной из наших трубок. На двух других клейма расположены на правой стороне втулки. На одной трубке клеймо представлено сегментовидными углублениями с сильно схематизированным словом «нишан» (по-турецки - «клеймо»). Или, точнее сказать, это подражание этому клейму. Вторая часть клейма - в форме листа с расширением в виде треугольника, с точкой в концевой части. Считается, что для определения именно московского производства клеймо «лист» имеет наибольший интерес. Сочетание деталей клейма на одной из трубок нашей коллекции добавляет еще один вариант к клеймам, представленным на московских трубках. Данную трубку можно определить как самую дорогую, так как она наиболее полно соответствует фасону. На второй трубке представлено клеймо «розетка». Оно расценивается как условная тамга или результат копирования. Простота изображений не позволяет определить, что именно послужило для них образцом.

В целом для всех трубок, найденных в Вологде, характерны мелкие трещины, что свидетельствует о неправильном составе глиняного теста. Отмечены асимметрия малого клина, смещение его относительно оси втулки. Небрежно срезаны излишки глины в промежутке между втулкой и венчиком. В наличии нечитаемые клейма и небрежно выполненный орнамент. Штамп «полупальметка» у фасона «тахта-чубук» на гранях венчика имеет более трех ярусов, верхний из которых имеет нехарактерную форму.

Все это указывает на то, что найденные в Вологде трубки являются изделиями московского производства (многократного копирования турецких образцов) с образовавшимися в процессе работы упрощениями и погрешностями. Подделки трубок оказались более «жизненными». Это и неудивительно, так как спрос на курительный табак несомненно возрастал, следовательно, возрастал и спрос на трубки.

Для ответа на вопрос о точной датировке трубок данных нет. В Москве, Суздале, Новгороде они найдены «с монетами Елизаветы, Екатерины и Павла. ... Ремесленники, жившие в Гончарной слободе Москвы, стали выделывать такие трубки значительно позже Петровского времени, когда иноземный обычай пустил уже глубокие корни и завоевал себе множество последователей»11. По аналогии с московскими, трубки, найденные на территории Вологды, могут быть отнесены ко времени второй половины-конца XVIII - начала XIX века.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рабинович М. Г. Московская керамика // МИА № 12. М.; Л., 1949; Кильдюшевский В. И. Раскопки на улице Гоголя в 1977 г. // Археологическое изучение Пскова. М., 1983.
2 Воеводский М. В. Глиняная посуда Москвы XVI-XVIII вв. по материалам, собранным при работе Метростроя // По трассе первой очереди Московского метрополитена. М., 1936; Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968; Рабинович М. Г. Гончарная слобода в Москве XVI-XVIII вв. (по археологическим материалам) // МИА № 7. М.; Л., 1947.
3 Волков И. В., Новикова Г. Л. Красноглиняные «турецкие» курительные трубки в собрании Музея истории города Москвы // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1996.
4 Никитин А. В. Отчет об археологических раскопках в Вологде в 1956 г. (Архив ВГИАХМЗ).
5 Кукушкин И. П. Приложение к отчету об охранных археологических раскопках в г. Вологде, разведках в Вологодском и Грязовецком районах Вологодской области в 1992 г. Рис. 84 (Архив ВГИАХМЗ).
6 Кукушкин И. П. Отчет об охранных археологических раскопках в г. Вологде в 1994 г. Приложение. Рис. 36, 1, 2. Вологда, 1995 (Архив ВГИАХМЗ).
7 Кукушкин И. П. Коллекционная опись № 62, 63 (Фонд археологии ВГИАХМЗ).
8 Волков И. В..Новикова Г. Л. Указ. соч. С. 135.
9 Рабинович М. Г. Гончарная слобода в Москве XVI-XVIII вв. (по археологическим материалам) // МИА № 7...
10 Там же. С 73.
11 Там же.
Н. Г. Недомолкина, В. В. Недомолкина
Краеведческий альманах,
Вологда, выпуск 4
 "Легия", 2003