Преподобный Александр Куштский
Цареградский уроженец и святогорский постриженник Дионисий в бытность свою игуменом на Каменном ввел в нем строгий афонский устав и своей добродетельной жизнью столь прославился в окрестности, что народ толпами устремился на пустынный остров: то помолиться Спасу и от избытков своих снести милостыню на устройство обители и на содержание пустынной братии, то посоветоваться с прозорливым и учительным старцем о душевном спасении и получить от него благословение, а многие и для того, чтобы принять иноческое пострижение и навсегда остаться в обители.
В числе многих пришел однажды и молодой странник из Вологды. Он робко подошел к монахам, стоявшим в монастырских воротах, и, низко поклонившись, испросил у них благословения. «Бог благословит тебя, чадо. Что тебе нужно?»—спросили иноки. Молодой человек ответил, что желает видеть игумена. «Хорошо», —сказали добрые старцы и повели странника к блаженному игумену Дионисию.
Припав к ногам настоятеля, молодой человек со слезами просил принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения.
«Чадо, подумал ли ты о том, чего просишь? Знаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты еще молод и не перенести тебе всего». Странник отвечал игумену: «Бог всем желает спасения, Он привел меня сюда. Все, что прикажешь, готов я исполнять, сколько сил моих будет, только Бога ради не отвергай меня от себя».
Видя в молодом человеке такое усердие, игумен не стал более возражать и велел ему служить братии. Молодой послушник с таким усердием начал проходить возложенное на него послушание, что заслужил от всех одобрение к похвалу; сам игумен, предвидя в нем доброго подвижника и избранника Бижия, сократил для него время монастырского искуса и через несколько месяцев постриг в монашество, нарекши ему имя Александра вместо Алексия, и поручил его руководству опытного старца.
Много лет провел в монастыре Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и, без всякого сомнения, в это время получил сан священства, как человек, пользовавшийся общим уважением всех иноков в обители. Впоследствии, когда Александр явился в Ростов к архиепископу, то он называл его уже сыном и сослужебником.
Любовь и уважение братии не только не радовали смиренного сердца преподобного Александра, но и приводили его в печаль и смущение. Тяготясь ими, он решился оставить многолюдную обитель, найти пустыню по сердцу своему, где бы он мог беспрепятственно служить единому Богу.
Однажды, под покровом ночи, он, никем не замеченный, удалился из монастыря на северный берег озера и пошел искать себе безмолвное место для жительства. Странствуя несколько дней по лесам и дебрям и все более удаляясь от озера, он пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озера. Здесь понравилось ему одно место, со всех сторон окруженное болотами. Полагая, что вблизи нет селений и оно никем не посещается, преподобный Александр поставил себе тут малую келейку и стал проводить жизнь в молитвах и в крайнем лишении, радуясь тому, что может жить в совершенном безмолвии и уединении.
Но через некоторое время стали приходить к нему люди и, изумляясь жизни пустынника, благодарили Бога за то, что в их стороне явился такой подвижник. Любитель безмолвия и смирения ужаснулся молвы и людской славы и удалился от избранного им места к берегам Кубенского озера, надеясь тут найти себе более пустынное и безмолвное место. Здесь, в устье реки Кубены, среди непроходимых болот, жил в то время преподобный Евфимий, подвизаясь в молитве и совершенном уединении. Александр слыхал о нем еще в монастыре от братии и теперь, проходя по лесам, нечаянно пришел к пустынной его келье. Обрадовались пустынники, увидев друг друга, и как единоправные, стремившиеся к одной и той же цели, немало дней и ночей провели вместе в молитвах и духовных беседах, пользуя друг друга своими опытами и наблюдениями. Преподобному Александру понравилось местожительство Евфимиево и он не скрыл от своего духовного брата запавшее в его сердце желание и просил преподобного Евфимия уступить келью, предлагая ему взамен свою, оставленную им на Сянжеме. Блаженный Евфимий принял желание брата за указание промысла Божия, и он охотно согласился на предложение Александра.
Оставшись один, преподобный Александр не долго прожил в излюбленной им келье Евфимия. Горячему любителю пустыни и уединения показалось, что занимаемое им прибрежье очень удобно для устроения обители и хорошо бы тут построить храм и собрать братство. Прошедши еще ближе к озеру, неподалеку от устья речки Кушты преподобный водрузил крест, который носил всегда с собой. Построив себе близ креста малую келью, преподобный Александр переселился в нее из кельи Евфимия и начал еще более изнурять плоть свою постом, молитвою и непрестанными трудами, рубил лес, очищал место для будущей обители и, за неимением земледельческих орудий, лопатою вскапывая землю под посев ячменя (яровое жито) для своего скудного пропитания. Ибо пищей его был только сухой хлеб и вода, да и то в малой мере. Немало терпел он и от духов нечистых, доколе не прогнал их от себя силой крестной.
Спустя некоторое время пришел к нему в уединение одни старец, которого он с радостью принял и упросил остаться с ним вместе. Пять лет прожили они вдвоем в пустынных трудах, изнуряя тело и очищая и укрепляя душу. Когда пришел к ним еще один брат, преподобный Александр сказал: «Братия, Господь обещал невидимо пребывать там, где соберутся во имя Его два или три. Вот нас уже трое. Хотелось бы мне на этом пустынном месте, если будет на то воля Божия, построить церковь».
Преподобный Александр отправился в Ростов к бывшему игумену своему, а тогда уже архиепископу Дионисию и благочестивый архипастырь с отеческою любовью принял своего послушника и не только благословил его устроить на избранном месте храм и монастырь, но и снабдил его всем необходимым для устроениями освящения церкви.
Получивши благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустыню и немедленно приступил к построению храма в честь Успения Божией Матери. В то время Заозерьем владел князь Димитрий Васильевич, происходивший из второй династии ярославских князей и живший в деревне Чиркове, верстах в трех от пустынной кельи Александра. Он рад был тому, что в его отчине являются подвижники и поспешил дать старцу все нужное для строения обители, а супруга его княгиня Мария украсила новоустроенную церковь святыми иконами и дала напрестольное Евангелие—апракос. Следуя их примеру, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на речке Куште на помин своей души.
При помощи таких доброхотных дателей и при неусыпных трудах преподобного Александра церковь была вскоре построена и освящена к великой радости пустынников. Сделано было также все необходимое для небольшого монастырского общежития.
Когда князь Заозерский уехал в Ярославль на войну, татары напали на его отчину, опустошили села в устье реки Кубены, а пятеро из них прискакали и в обитель Александрову. Спокойно встретил их преподобный и осенил крестом, и враги креста пали, как мертвые. Они пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный не пробудил их от омертвения именем Живоначальныя Троицы, после чего они тотчас же удалились из обители, благодаря и прославляя милосердие старца.
С самых первых дней прибытия своего в Каменный монастырь он проводил жизнь в посте и молитве, трудясь всегда ,с таким юношеским жаром, как будто он еще только начинал трудиться и служить Богу. Достигши глубокой старости, он стал изнемогать телом. Однажды в воскресенье он в последний раз совершил Божественную литургию и причастился святых Христовых Тайн. После окончания службы он, ставши вперед иконой Спасителя, с глубоким смирением и слезами стал молить Господа, чтобы Он не помянул его согрешений и принял в свои вечные обители. Потом, павши на колена перед иконою Богородицы, со слезами просил Ее быть заступницей и покровом обители, посвященной Ее имени. По окончании молитвы смиренно просил братию поминать душу его в своих молитвах и, простившись со всеми, ушел в свою келью. На следующий день поутру безболезненно и мирно скончался, имея от роду 68 лет. Это было 9 июня 1439 года.
Святое тело преподобного было положено, по его завещанию, у полуденной стороны алтаря созданной им церкви.
В древнем рукописном житии преподобного Александра записано 20 чудес, совершившихся при его гробе, из которых последнее относится к 1573 году.