Православная топография Вологды
В начале XX века Вологда была русским провинциальным городом с яркой православно-культурной средой. Художественный образ города, его композицию определяло множество православных храмов: соборных, монастырских, приходских, домовых, кладбищенских, заполнявших городское пространство. По числу храмов Вологда опережала другие губернские и епархиальные центры Европейского Севера. Не удивительно, что посетивший город в 1891 году обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев отозвался о городе так: «Вологда — город святой, и жители его святы». План-схема церквей и улиц старой Вологды (составители А.И. Сазонов, Е.И. Стариков, Вологда, 1997).
1 | Зосимы и Савватия (приходская) | 36 | Введенская (домовая при епархиальном училище) |
2 | Кирилла Белозерского (домовая при Вологодской духовной семинарии) | 37 | Власиевская (приходская) |
3 | Афанасиевская (бесприходная) | 38 | Рождества Богородицы (кладбищенская) |
4 | Никольская на Сенной площади (приходская) | 39 | Благовещенская (приходская) |
5 | Спасо-Всеградский собор (бесприходный) | 40 | Пятницкая (приходская) |
6 | Иоанна Предтечи в Рощенъе (приходская) | 41 | Покрова Богородицы на Торгу (холодная, приходская) |
7 | Кирилла Белозерского в Рощенье (приходская) | 42 | Казанская (теплая, приходская) |
8 | Феодора Стратилата (бесприходная) | 43 | Александра Невского (бесприходная) |
9 | Петра и Павла (приходская) | 44 | Софийский собор (холодный) |
10 | Рождества Богородицы на Нижнем Долу (приходская) | 45 | Воскресенский собор (теплый) |
11 | Свято-Духовская (монастырская) | 46 | Воздвиженская надвратная (бесприходная при Архиерейском доме) |
12 | Знаменская (монастырская) | 47 | Рождества Христова или Стефановская (домовая при Архиерейском доме) |
13 | Екатерининская (приходская) | 48 | Вознесенская (бесприходная) |
14 | Никольская на Глинках (приходская) | 49 | Спасо-Преображенская на Болоте (приходская) |
15 | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при Вологодской тюрьме) | 50 | Часовня Белоризцев |
16 | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при земской больнице) | 51 | Часовня Николая Рынина |
17 | Покрова Богородицы на Козлене (приходская) | 52 | Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (холодная, приходская) |
18 | Часовня Арсения Комельского | 53 | Знаменская (теплая, приходская) |
19 | Часовня иконы Божией Матери «Казанская» на Гостинодворской площади | 54 | Леонтиевская (приходская) |
20 | Часовня иконы Божией Матери «Казанская» на Пречистенской набережной | 55 | Антипиевская (приходская) |
21 | Лазаревская (кладбищенская) | 56 | Георгиевская на Наволоке (теплая, приходская) |
22 | Троице-Герасимовская (приходская) | 57 | Георгиевская на Наволоке (холодная, приходская) |
23 | Гавриило-Архангельская (приходская) | 58 | Сретенская (приходская) |
24 | Рождества Богородицы на Верхнем Долу (приходская) | 59 | Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) (приходская) |
25 | Никольская «Золотые кресты» (на Горе) (приходская) | 60 | Димитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная, приходская) |
26 | Алексеевская надвратная (монастырская) | 61 | Успенская на Наволоке (теплая, приходская) |
27 | Успенская (монастырская) | 62 | Никольская во Владычной слободе (приходская) |
28 | Воскресенская (приходская) | 63 | Спасо-Преображенская во Фрязинове (Андрея Первозванного) (приходская) |
29 | Иоанна Богослова (приходская) | 64 | Введенская (кладбищенская, холодная) |
30 | Михаило-Архангельская (приходская) | 65 | Введенская (кладбищенская, теплая) |
31 | Ильинская (холодная, приходская) | 66 | Александра Невского (домовая при детском приюте) |
32 | Варлаама Хутынского (теплая, приходская) | 67 | Александра Невского (домовая при реальном училище) |
33 | Константина и Елены (Пареконстантиновская) (приходская) | 68 | Свято-Духовская (домовая при мужской гимназии) |
34 | Гавриило-Архангельская (теплая, приходская) | 69 | Покрово-Акксандрийская (домовая при женской гимназии) |
35 | Владимирская (холодная, приходская) | 70 | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при Вологодском арестантском отделении) |
Наибольшая концентрация храмов наблюдалась на Верхнем посаде. Именно здесь возвышались два храма, упомянутые в «Повести о чудесах» преподобного Герасима и считавшиеся поэтому древнейшими святынями города. Первая - церковь Воскресения Христова, бывшая до середины XVI века кафедральным собором, а вторая — Троицкая церковь близ Кайсарова ручья — преемница более древнего храма, основанного по преданию самим преподобным. Всего на Верхнем посаде насчитывалось полтора десятка храмов. Наиболее известными среди них были Лазаревский кладбищенский, Никольский «Золотые кресты» (на Горе), Успенский монастырский, Ильинский, Варлаама Хутынского, Константина и Елены, Владимирский. Все они территориально тяготели друг к другу, визуально концентрируясь вокруг Воскресенской церкви. Главной зрительной и градостроительной доминантой Вологды был ансамбль Соборной площади, видимый из любой точки города. Здесь, помимо древних приходских церквей (Покрова на Торгу, Казанская), располагалась еще и особая группа храмов — соборных, домовых, бесприходских (Воскресенский собор, церковь Рождества Христова Архиерейского дома, Александра Невского).
Еще одну группу храмов составляли церкви, находившиеся на Сенной площади и вблизи нее: Спасо-Всеградский собор, Никольская на Сенной площади, Иоанна Предтечи в Рошенье, Афанасиевская. Почитавшийся чудотворным образ Всемилостивого Спаса, находившийся в Спасо-Всеградском соборе, притягивал к себе большое количество вологжан и паломников со всей епархии.
Большинство храмов Заречья выстроились вдоль реки — Спасо-Преображенский во Фрязинове (известный и как Андрея Первозванного), Никольский во Владычной слободе, Димитриевский и Успенский на Наволоке, Иоанна Златоуста, Сретенский, Георгиевские на Наволоке, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни. Неко¬торые храмы Заречья «отходили» от реки (например, Антипиевскийи Введенские кладбищенские). Художественный облик левобережья Вологды определяли такие заметные в архитектурном отношении храмы, как Никольский во Владычной слободе, Димитрия Прилуц-кого, Иоанна Златоуста и Сретенский.
Ряд храмов маркировал периферию городского православного пространства. Это - храмы Никольский на Глинках, Петра и Павла, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыне, Гавриило-Архангельский и другие. Расположенные россыпью и тесно связан¬ные с пригородными деревнями, они как бы «собирали» окрестное православное пространство. Вблизи Вологды, но уже за пределами городской черты начала XX века, располагался древний Спасо-Прилупкий монастырь, хорошо видимый с северной окраины города.
Все это придавало облику Вологды незабываемое своеобразие.