Приходское пространство
Приходская жизнь на территории крестьянского мира (волости, стана, погоста) создавала свою особую топографию, заполненную священными знаками, сооружениями, ритуальными пространствами и т. п. Как правило, в пределах приходских границ постепенно оформлялись две зоны.
Малая зона образовывалась центральным культовым комплексом (два храма—зимний и летний, колокольня) и кладбищем. В XIX веке повсеместно храмы, колокольня и кладбище обносились оградой, имевшей несколько входных врат, и отделялись от крестьянских изб почтительным расстоянием. Малая зона не обязательно находилась в центре села. Храмы и погост могли быть на его окраине и даже на некотором удалении от населенного пункта.
Примыкая к малой зоне, но не сливаясь с ней, располагались прихрамовые сооружения, в первую очередь дома церковного причта и—иногда—помещения для прихожих богомольцев. Тут же была изба для мирских сходов, а в больших селах еще кабак и место для торгов. Со второй половины XIX века обязательным сооружением станет здание церковноприходской школы. Получалась, что в приходской топографии священное соседствовало с мирским, “чистое” —с “нечистым”. Соседствовало, но не сливалось. Мирское как бы нуждалось в освящении.
Большая зона приходского пространства образовывалась сооружениями и знаками, рассеянными по всей территории прихода.
В Суландском приходе (Шенкурский у.), где деревни располагались от приходских храмов не далее пяти верст, у одного из ручьев, где специально брали воду для омовения малых детей, стоял большой деревянный крест. А рядом с пашней стояла часовня во имя Власия, возведенная после нескольких неурожайных лет. К ней приходили как поодиночке, так и всем миром.
В Покшенгском приходе (Пинежский у.), где самая отдаленная деревня была в 8 верстах от храма, стояло несколько часовен, а также имелись “амбары с иконами и колоколами”. В Прилуцком приходе (Онежский у.) в различных местах стояли часовни: Казанская, Онуфриевская, Сретенская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Никодимовская. Таких примеров в северных приходах было великое множество.
Часовни — наиболее часто встречающееся сооружение большой зоны. Они ставились в самых различных местах: на околице деревни и в ее центре (а то и в ряду с жилыми домами), в лесу и у дороги, у озера и рядом с пашней, на поскотине или просто возвышенном месте. Их кресты, заметно поднимаясь над крышами изб или окружающей природой, через версты перекликались с крестами приходского храма.
Ставились на территории прихода и памятные кресты — там, где когда-то стояла церковь или часовня, у перекрестка дорог, на месте неожиданной смерти или исцеления. Кое-где воздвигались кресты обетные.
В больших приходах в отдаленных деревнях могли ставиться приписные церкви, в которых богослужения проводились раз-два в году.
Нетрудно заметить, что сооружения большой зоны были вкраплены в важнейшие объекты крестьянского мира—деревни, дороги, пашни, ручей, лес. Освящая их, священные объекты повсюду и всегда напоминали человеку о Боге. Имели они и прикладное значение: выделяя в окружающем природном пространстве все наиболее ценное—чистый родник с минеральной водой, рощу с ценными породами деревьев, колодец с питьевой водой и т. п.—кресты и часовни, памятные кресты и камни призывали всех бережно относиться ко всему редкому и уникальному, что подарено Богом.
Обе зоны — большая и малая —в каждом приходе составляли единое целое. Такое устроение пространства позволяло всех включать в разнообразные формы приходской жизни. И в этом была важная сторона народной православной культуры.