Преподобный Сергий Нуромский
Когда слава великого духовного светила преподобного Сергия Радонежского распространилась по всей Руси и достигла затем Царьграда, привлекая в пустынную его ооитель множество иноков, желавших учиться у него духовным подвигам, пришел к нему некто Сергий—постриженник святой горы Афонской. Откуда был этот инок Сергий? Что побудило его оставить место своего пострижения, всегда славившееся своим строгим исполнением уставов монастырских? Неизвестно. Преподобный принял странника как искреннего друга и брата любимого.
Оставив через некоторое время Радонежскую пустыню, Сергий направил путь свой к северу и, переходя из леса в лес, достиг Вологодских пределов и остановился на берегу реки Нурмы на горе в дремучем лесу. Долго смотрел путник с возвышенности на холмистую окрестность, раскинувшуюся под его ногами, и на протекающую извилистую Нурму. Затем, сказавши сам себе: «Се покой мой, зде вселюся», пал на колени и со слезами начал молиться Богу, прося Его помощи и благословения. Вставши от молитвы, Сергий водрузил на горе крест, построил малую часовню для молитвы и келью для жительства.
Из любви к пустыне и безмолвию преподобный Сергий расстался со своим великим наставником и вышел из обители Радонежской. И как ни тесен и не прискорбен был избранный им путь, он с радостью шел по нему, терпеливо перенося все пустынные скорби и лишения, утешаясь тем, что неведомо от людей может служить единому Богу. Но со временем молва о строгом отшельнике стала распространяться по окрестностям и к нему начали приходить различные люди, в том числе и иноки, привлеченные из других монастырей славой о его подвижнической жизни.
Старец с любовью принимал всех, приходивших к нему, и они, построив для себя кущи из древесных ветвей, селились около его кельи. Когда собралось до 40 человек, блаженный старец начал думать о сооружении церкви и келий по чину общежительных монастырей. Вскоре был построен небольшой деревянный храм в честь происхождения древ Святого Креста, кельи для братии и другие необходимые для общежития службы.
В то же время он узнал, что другой великий подвижник, птенец того же святого гнезда Сергиева Павел, живший дотоле в древесном дупле, в глубине обширной Комельской пустыни, поселился на берегах Нурмы, верстах в четырех от его обители. Преподобный Сергий пожелал увидеться с ним. Чудное зрелище представилось ему, когда он в первый раз пришел посетить Павла. Пустынник стоял возле своей кельи, а стаи птиц вились около него, иные сидели у него на голове и на плечах. Он кормил их из своих рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника. И бегали вокруг него лисицы и зайцы, не опасаясь одни других и смиренно ожидая своей очереди. Как братья и питомцы одного великого наставника встретились великие подвижники, взаимно приветствовали друг друга. С этой встречи они на всю жизнь,сделались друзьями и собеседниками, не делая ничего без взаимного совета.
Преподобный Сергий, уроженец благословенного юга и афинский послушник, после дальних странствий много лет проводит в глухих лесах сурового и негостеприимного севера в посте и непрестанных молитвах, наконец достиг глубокой старости и впал в продолжительную и тяжкую болезнь. Павел, узнавши об этом, пришел в последний раз посетить друга. Горестна для него была разлука со старцем, обливаясь слезами, он целовал охладевшие руки умирающего, прося себе прощения и благословения.
Преподобный Сергий отдал Богу чистую свою душу в день своего тезоименитства 7 октября 1412 года. В древнем рукописном житии преподобного записано 104 чуда, совершившиеся при его гробе. Последнее из них относится к 1653 году. Особенно много получало исцеления у гроба преподобного Сергия из бесноватых и умоисступленных.
Когда именно преподобный Сергий причислен к лику святых, достоверно не известно, но так как в 1583 году над гробом его уже пели молебны, а в 1584 году записано было его житие, в жалованной же царской грамоте 1585 года он назывался «новоявленным чудотворцем», то, вероятно, причисление его к лику святых последовало на одном из соборов, бывших незадолго пред тем временем в последней половине XVI века.
Житие преподобного Сергия написано в 1584 году при Иване IV, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме. Составителем его был Иона, игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря. В грамоте Федора Ивановича в 1585 году преподобный Сергий назван новоявленным чудотворцем.