Кафедральный Софийский собор
Время архиепископства преосвященного Гавриила (с 1685 - 1707 гг.) составляет достопамятную эпоху в истории вологодского Софийского собора. До этого времени собору, при всем его благоустройстве, недоставало одного из главнейших украшений древнейших русских храмов – стенной живописи.
В 1686 году начато было стенное писание в соборе. Оно поручено было за 1500 руб. ярославскому иконописцу Димитрию Григорьеву Плеханову с товарищами в числе 30 человек. Менее нежели в два года стенописание было окончено, о чем свидетельствует писанная крупной вязью надпись, опоясывающая три внутренние стены в соборе, следующего содержания:
Благословением Бога Отца Вседержителя, иже прежде век сый пребывает, и споспешением единороднаго Его соприсносущнаго сына, Господа нашего Иисуса Христа и содействием святаго и животворящаго и всеосвящающаго Духа, начата бысть сия святая соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Слова Божия стенным писанием при державе благочестивейших великих государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, при великом святейшем Иоакиме, патриархе московском и всея России, благословением и снисканием благолепия в дому Божии господина нашего преосвященнейшаго Гавриила, архиепископа вологодскаго и белоезерскаго, в лето от создания мира 7194, месяца июлия в 20 день, на память пророка Божия Илии, и во второе лето Боговрученнаго ему святительства, и совершися 7196 года.
Стенная живопись покрывает сплошь все стены и своды собора в храме, алтаре и осмериках, не исключая и амбразур окон. Стиль письма во всем соборе один, так называемый столповый. По духу времени некоторые изображения святых, особенно на столпах, сводах и в окнах написаны в огромном размере. Сообразно с наименованием собора, посвященного прославлению Софии, Премудрости Божией, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия и Его Божественной Матери, стенная живопись преимущественно изображает земную жизнь и пренебесную славу Богочеловека и Богоматери, представляя все главные события истории евангельской и олицетворяя весь акафист Богородичный. Но применительно к особенному назначению некоторых частей храма и живопись соответствует им своим содержанием. Так, в алтаре, назначенном для совершения святейшего из таинств, изображены: самое учреждение сего таинства Спасителем и наиболее знаменитые служители и совершители его, разных веков отцы церкви православной, священно-лепных одеждах предстоящие одесную и ошуюю страшного престола и вверху его херувимы с ангелами, желающие проникнуть в неисповедимое таинство тела и крови. В жертвеннике, в котором во время приготовления агнца к священнодействию воспоминаются спасительные страдания и смерть Господа, живопись, главным образом, представляет обстоятельства последних дней земной жизни Искупителя. В диаконнике, в котором с самого начала устроения собора до наших дней существовал престол во имя Предтечи, изображена вся жизнь Крестителя Господня. Западная стена храма по древнему обычаю православной церкви вся занята изображением страшного суда. Украсив собор стенным писанием, преосвященный Гавриил устроил в нем новый, пятиярусный иконостас, сделанный по образцу иконостаса Троицкой Сергиевой лавры искусными резчиками, вызванными из этой лавры. Для нового иконостаса написаны были, кроме местных образов, и все иконы новые вологодскими иконописцами. Производство этих работ, начавшееся в 1686 году, окончено было не ранее 1695 года.
Вместе с внутренностью собора и внешность его постепенно была обновлена и украшена. В 1688 году собор снаружи весь был починен. В том же году препровожден из-за моря через город Архангельск для соборной колокольни большой колокол, литый в 1687 году в Любеке, весом в 462 пуда 23 фунта. Во время бывшего в Вологде в 1698 году пожара, сгорели крыши и главы на соборе, но эти повреждения в следующем году были исправлены, а в 1700 году большая глава на соборе была обита белым железом.
В 1701 году по указу царя Петра I составлена была опись Софийского собора.
В 1724 году был внутри Софийского собора пожар, которым значительно поврежден был главный иконостас.
На исправление собора получен был в 1729 году синодский указ. В какой мере исправлены были тогда упомянутые повреждения и ветхости, неизвестно, но соображая последующие обстоятельства в истории собора, можно заключать, что при преосвященном Афанасии были исправлены или вновь сделаны только главы на соборе; иконостасы же, без сомнения, с некоторой поправкой остались старые.
Между 1737 и 1744 годами построен был в соборе новый предалтарный, главный иконостас, тот самый, который существует и ныне, иконы в него, за исключением некоторых местных, написаны были также все новые. При преосвященном епископе вологодском Иосифе II, по прозванию Золотом, Софийский собор был вторично обновлен весь внутри и снаружи, кроме стенной живописи и получил то самое устройство, в котором представляется ныне. Возобновление продолжалось постепенно почти во все одиннадцать лет управления пресвященного Иосифа и состояло в следующем: внутри собора были вновь окрашены и вызолочены иконостасы (в 1763-1765 гг.), иконы во всех ярусах поновлены (1763 г.), некоторые из местных икон украшены новыми серебряными окладами вокруг каждого из четырех каменных столбов в соборе, вместо прежних отдельных киотов сделан сплошной одноярусный, с резьбой и позолотой, иконостас, под один вид главного иконостаса, церковная утварь умножена, ризница обогащена, во всем соборе настлан чугунный пол* [Время устроения этого пола означено в двух надписях на двух чугунных плитах, вделанных в стену по обе стороны южных соборных дверей. На одной плите вылито: «1765 г. сей чугунный пол сделан тщанием преосвященнаго Иосифа…». На другой: «…вкладом боголюбивых сего града граждан и доброхотных дателей: весу в нем 5497 пудов, лит на Терминском железном заводе содержанием Федора Колесова»]. Снаружи весь собор был починен и выбелен, а лопатки (пилястры) на нем выкрашены; главы и кресты на соборе починены, колокольня также поправлена, выбелена и местами выкрашена и звон на ней умножен новыми колоколами.
В таком виде, кроме самых необходимых поправок, собор оставался до 1848 года. Полное возобновление храма предпринято и совершено в течение 1848-1851 гг. при преосвященном Евлампии, епископе вологодском.
В 1848 году возобновлена живопись: в трех отделениях алтаря и на южной стене самого храма почти половина настенных изображений.
Затем возобновлена резьба и позолота иконостаса, с окрашением оного зеленым крепким колером, поправлены иконы во всех ярусах иконостаса и других обветшавших от употребления и устроены новые рамы во всех окнах собора. Возобновление иконостаса и святых икон, начавшееся в 1849 году, окончено в 1850 году.
Работа возобновления стенного письма, производившаяся в 1848 и 1849 годах, окончена в 1850 году.