Кафедральный Софийский собор
В 1850 году произведены следующие работы: на четырех столпах в церкви частью исправлены, частью вновь сделаны по прежнему размеру иконостасные киоты; проповедническая кафедра вновь окрашена и позолочена; устроены клироса и гробницы на местах почивающих преосвященных архиереев; перестлан во всем соборе чугунный пол; устроено новое, соответственное пространству алтаря, горнее место и дьяконский амвон из крепкого белого камня. Снаружи собор весь прочным образом выбелен; крыша выкрашена медянкой; вставлены во все окна новые рамы с чистыми крупными стеклами, отчего свет в соборе значительно увеличился; к южным и северным дверям собора прикладены каменные притворы, по образцу притвора западной двери с стенками и окнами в стенках.
В 1851 году начались остальные по собору работы: 1) внутри собора вычищены ризы и оклады на местных иконах нижнего яруса и высеребрены четыре большие паникадила; забраны с внутренней стороны алтаря деревянными стенками заиконостасные ходы против южного и северного полукружия для прикрытия неприятных для вида полостей: 2) выстланы помосты притворов белой плитой, вделаны стекольчатые двери и окна в притворы, а внутренность их прилично расписана под один стиль с расписанием собора; 3) вся площадь около собора, прежде весьма неровная, выровнена; на место ветхой каменной разобранной ограды сделан по черте ее деревянный тротуар с деревянным, из прежней ограды, фигурным балюстрадом.
В том же, 1851 году, восполнена ризница соборная.
Все работы, починки и поправки, были окончены в 1851 году. Торжественное освящение обновленного собора совершено преосвященным Евлампием в день храмового праздника его, 15 августа.
Внутреннее устройство собора в 1863 году*[В 1867, 68 и 70 годах собор капитально перестаивался и переделывался].
Алтарь Софийского собора в настоящее время, кроме стенной живописи и обычных принадлежностей, т. е. престола, жертвенника и запрестольных икон, никаких других особенностей и украшений не имеет, ни сени над престолом, ни окон над горним местом и в других местах. Бывший в южном отделении его, в дьяконике, придельный престол во имя Усекновения Предтечи, упразднен при возобновлении собора в 1848 году.
Предалтарный иконостас есть тот самый, который строен около 1744 года и который после того дважды возобновляем был при преосвященном Иосифе II и Евлампии. Он имеет пять ярусов и возвышается до самых сводов: середина его с двумя первыми местными образами, царскими вратами и с тремя средними иконами всех верхних ярусов, несколько выдается на солейное место угловатым выступом; боковые стороны прямые. Все ярусы увенчаны золочеными карнизами и во всех, кроме второго снизу, между иконами употреблены, вместо колонн, ионические лощатые пилястры с капителями смешанными; во втором ярусе иконы разделены золочеными, покрытыми резьбой, брусьями; гладкие части иконостаса также по местам покрыты накладной, золоченой резьбой. Верх иконостаса увенчивается живописными, писанными на дереве, обрезными изображениями Распятия Господня, Божией Матери, Иоанна Богослова, Логгина сотника и Марии Магдалины. Эти изображения помещаются в пяти золоченых резных рамах с закругленными верхами; над Распятием возвышается большого размера резная, золоченая корона.
В пятом (верхнем) ярусе средняя икона изображает «Отечество» или Святую Троицу в лицах, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого: по сторонам ее праотцев и патриархов, всего 11 икон.
В четвертом ярусе средняя икона Печерской Божией Матери и по сторонам ее пророки с хартиями пророчеств в руках, 13 икон.
В третьем ярусе, в середине, икона Спасителя в образе Вечного Архиерея, сидящего на престоле; по сторонам ее иконы Божией Матери и Предтечи, а за ними лики святых апостолов, начиная с первоверховных, 13 икон.
Второй ярус в круглопродолговатых клеймах представляет 12 главных праздников христианской церкви*[Иконы трех верхних ярусов и над ними изображение Распятия с предстоящими принадлежат одной кисти. Они современны построению иконостаса. Стиль письма их составляет переход от греческой иконописи к так называемому фряжскому письму; в рисунке их заметна короткость фигур, имеющих не более 7 ? голов. Иконы второго яруса другого письма; по признакам, они принадлежат школе устюжской]. Царские врата двухстворчатые, вверху полукруглые, состоят из сплошной, золоченой и весьма кудреватой, сквозной резьбы, на которой симметрически расположены шесть овальных икон с изображениями Благовещения и четырех евангелистов. По сторонам царских врат две витые, прорезные, золоченые колонны, равно и царские врата, резко отличаясь своим устройством от прочих частей иконостаса, составляют, думаем, остаток от прежнего гаврииловского иконостаса.
По правую сторону царских врат шесть местных образов:
1. Образ Всемилостивого Спаса Смоленского с припадающими к Нему чудотворцами: Сергием Радонежским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими, мерой в вышину 2 ? аршина, в ширину 2 аршина. Спаситель изображен стоящим, с опущенной долу десницей; в левой руке Его раскрытое евангелие со словами: тогда отвещает Царь сущим одесную Его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо и дасте Ми ясти. (Матфей. XXV, с. 34, 35).По сторонам главы Спасителя два парящих ангела с рипидами, на которых начертаны надписи: Иис. Хс. На Спасителе венец с короной и цата серебряные, чеканные, золоченые, ожерелье жемчужное, в котором запон из хрусталей, обложенных серебром; на цате в серебряных оправах камень топаз и четыре синих камня; на двух ангелах и в подножии на молящихся преподобных шесть венцов серебряных, резных, золоченых; по свету утверждены 34 серебряных отливных дробницы, в виде осмилиственных цветков, величиной каждая около 1 ? вершка в диаметре; на них резаны вглубь (цированы) в миниатюре разные праздники и святые. Оклад на иконе чеканный, серебряный, с надписью на нижней кайме:»1765 года, сей новый сделан тщанием преосвященнаго Иосифа, епископа вологодскаго; весу в нем 8 фунтов 68 золотников». Время написания сей древней иконы неизвестно; но, можно полагать, что она современна первому, какой был, главному иконостасу собора. Над этим образом, в одной с ним раме, помещены четыре пядничные, поясные иконы: а) Спасителя, б)Богоматери Владимирской и в) две иконы Богоматери Тихвинской, все в серебряных окладах с камнями*[Так как местный образ Спаса Смоленского, а равно и другие местные, древнего времени, мерой менее прочих местных новейших образов, имеющих вышины до 3 ? аршина, то для наполнения пустого пространства над ними и помещены старинные, небольших размеров, иконы. Задние стороны этих икон имеют подклады из различных материй; по сохранившимся отчасти надписям на этих подкладах заключать можно, что иконы сии были некогда келейными вологодских архиереев и по смерти их внесены в собор для их поминовения].
2. Храмовый образ Успения Пресвятой Богородицы, вышиной 2 ? аршина, шириной 2 ? аршина.