Богата и самобытна культура русского Севера. Издавна славен он замечательными памятниками деревянного зодчества, живописью древнерусских мастеров, росписью домашней утвари, искусными народными узорами вологодских кружевниц, тончайшей шемогодской резьбой по бересте, работой великоустюгских мастеров чернения по серебру и «мороза по жести».
Полнее всего, может быть, высокий художественный вкус северян воплотился в искусстве слова, в его поэтической культуре. Вологжане, как и северные их соседи, бережно сохраняли и вносили свой вклад в богатейшее, веками создававшееся русским народом наследие устной поэзии. Поэтическое слово народа вошло в его повседневный быт, неотделимо от его труда, от всей жизни. Былина, сказка, легенда, песня, отлившаяся в мудрый афоризм пословица, крылатая частушка передавались из поколения в поколение, впитывая в себя историю народа, суровую красоту русского Севера, тяготы труда и быта людей, обрабатывающих нещедрую на дары землю.
В жанрово многообразном, богатом по идейным мотивам и художественному мастерству творчестве вологжан воплощены общерусские национальные традиции. Устная народная поэзия Вологодского края – часть богатейшего культурного наследия русского народа, зеркало его социальных устремлений, извечной тяги к прекрасному.
Марксистско-ленинская эстетика связывает зарождение устного народного творчества с процессами труда человека, возбуждавшими мышление. смелую, зоркую, художественно богатую фантазию, воплощавшуюся в мифы и сказки, легенды и предания, основной смысл которых, по словам М. Горького, «сводится к стремлению древних рабочих людей облегчить свой труд, усилить его продуктивность, вооружиться против четвероногих и двуногих врагов, а также силою слова, приемом «заговоров», «заклинаний» повлиять на стихийные. враждебные людям явления природы». Народ глубоко верил «в силу своего слова, а вера эта объясняется явной и вполне реальной пользой речи, организующей социальные взаимоотношения и трудовые процессы людей»
Устная поэзия создавалась коллективной мудростью народа, художественно шлифовалась столетиями. Складывались веками, воплощались в образную форму народные представления об истории, свое понимание и свои оценки ее драматических событий и участвовавших в них личностей, реалистическими красками расцвечивались детали труда и быта народа, его борьбы за свои идеалы в различные исторические эпохи.
Доподлинно народное творчество широких масс народа, по мнению В. И. Ленина, важно для понимания его истории, чаяний и ожиданий народных, для изучения народной психологии и обобщения всего этого «под социально-политическим углом зрения»
Реалистическое по своей природе мифотворчество М. Горький связывал не с «религиозным» мышлением трудовой массы, а с «художественным обобщением успехов труда» людьми физического труда, идеализировавшими способности человека и предчувствовавшими их мощное развитие. С гордостью утверждал М. Горький, что «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа». Несмотря на бесправное, беззащитное положение творцов устной поэзии, на мучительный рабский труд, обессмысленный эксплуататорами, поэтическому творчеству народа всегда чужд пессимизм, а коллективу создателей совершеннейших образцов мудрой народной поэзии «как бы свойственны сознание его бессмертия и уверенность в его победе над всеми враждебными ему силами»
«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» К этим горьковским словам следует еще добавить мысль о том, что, не зная устного народного творчества, нельзя познать быт, нравы, психологию, устремления и чаяния народа на разных этапах его исторического развития.
ВОЛОГОДСКИЙ КРАЙ И ЕГО НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ
(История собирания и изучения)