У истоков приходской жизни
В трудноразличимой дали веков скрывается история первых северных приходов. Вероятно, поначалу они могли формироваться вокруг монастырских храмов, которые возникли здесь в первые века христианизации. К ним и тянулись крестьяне ближайших деревень. Известно и то, что некоторые монастыри возводили церкви за пределами своих стен, так называемые “заоградные”. Основатель Глушицких монастырей в Кубеноозерье Дионисий (начало XV века) одну такую церковь построил в 2-х верстах от обители, а другую — “на прихождение православному христианству” в 18 верстах. Несколько церквей на Ваге и на Леди “по поперечиям и урочищам” основал Варлаам Пинежский (XV в.). Такая деятельность продолжалась и впоследствии—Соловецкий монастырь в XV—XVI веках построил в своих вотчинах, там, где небольшим поморским волостям не под силу было содержать храм и причт, около 30 церквей, которые по сути становились приходскими для местного населения. Отдельные церкви возводились в своих владениях на Севере боярами Великого Новгорода и представителями новгородского архиепископа. В городах края на приходские храмы немалые средства отпускало купечество.
С конца же XV века—и это имело исключительно важное значение—повсеместно развернулось строительство деревенских церквей самими крестьянами, “на мирском иждивении”. Севернорусские волости—эти земледельческие оазисы, ценой упорного труда нескольких поколений крестьян отвоеванные у дикой природы и окультивированные, стали освящаться храмостроительством. Жизнь в них дополнялась новым содержанием: к привычной кооперации труда и воли добавлялось единство веры, потребность в религиозно-духовном общении. С этого времени необъятный край окончательно вошел в сферу единой русской православно-христианской культуры, ее ориентиров и ценностей.