Преобразования второй половины XIX века

Основным направлением государственных преобразований второй половины XIX века, однако, являлось наделение земельными угодьями государственных крестьян - основного и многочисленного производителя материальных благ. По закону «О поземельном устройстве государственных крестьян» земля им передавалась во владение на правах собственности. Проведение реформы растянулось на продолжительный период. Оказалось, что только к середине 80-х годов XIX века крестьяне, получившие владенные записи, смогли перейти на выкуп земли и стать полноправными хозяевами казенных уделов. Платежи растягивались более чем на четыре десятилетия. Одновременно к ним прибавлялась сумма бывшей подушной подати.

Сохранившиеся источники говорят, что реализация реформы государственной деревни ставила цель ослабить неравномерность налогового обложения крестьян различных категорий. Выкупные платежи большинству государственных крестьян были непосильными. Поэтому возникала задолженность по платежам. Понимая это, правительство стремилось предоставить землепользователям льготы по уплате выкупных платежей и продлить срок погашения выкупной суммы. Крестьяне в итоге получили по 9 десятин земли на одну ревизскую душу. При подсечном земледелии на душу населения отводило до 15 десятин земли. Получали государственные крестьяне лесные наделы с уплатой специального лесного налога.

Преобразования в государственной деревне проводились с учетом особенностей вологодского землепользования. Крестьянское хозяйство освободилось от государственного бремени. Власть перешла к сельским сходам. Однако с приростом населения в начале XX века крестьянские наделы сокращались. Вопрос о земле вновь обострился...

Признаем, что, судя по сохранившимся документам, государственные крестьяне еще длительное время спустя сохраняли черты известной гордости за свой прежний статус. Крестьяне не хотели становиться «бывшими» государственными. Новый статус устраивал их с тревогой...

Иван Андреевич Милютин родился в 1829 году в мещанской семье. В 1853 году купца I гильдии И. А. Милютина избирают бургомистром Череповца, а с апреля 1861 года он -Иван Андреевич Милютин городской голова. В этой должности он пробыл 46 лет, до самой смерти.

К моменту своего избрания Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода «Смелый». В 1893 году утверждается комитет Сибирской железной дороги. И буквально с этого момента и до 1907 года - года открытия железной дороги «Петербург - Вологда» (целых 14 лет!) шла напряженная работа И. А. Милютина по отстаиванию необходимости прохождения железной дороги через Череповец. И такое решение было принято.

По инициативе И. А. Милютина в 1864 году открыт городской общественный банк, который давал кредиты для развития торговли и промышленности города.

По инициативе И. А. Милютина были открыты учебные заведения: Александровское техническое училище (1869), Мариинская женская гимназия (1873), реальное училище (1875), учительская семинария (1875), женское профессиональное училище (1887) и ряд других. Всего к 1896 году было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в 1908 году в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек, были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей Новгородской губернии.

По инициативе И. А. Милютина положено начало комплектованию фондов Череповецкого музея.

В марте 1896 года состоялось открытие музея для посетителей.

Иван Андреевич Милютин умер 8(21) июля 1907 года. Еще при жизни он был удостоен высоких наград и званий: действительный статский советник, кавалер орденов Святого Станислава 1 степени, Святой Анны 2 степени, Святого Владимира 3 степени.

После революции его имя старались вычеркнуть из истории, а его могила была уничтожена. Только в наше время усилиями череповецких краеведов к нам возвращается память об этом человеке. Написаны научные работы, установлен бюст (скульптор А. Шебунин), его именем в Череповце названа улица.

Произошли изменения в городском самоуправлении, вызванные новым «Городовым положением» 1870 года. Преобразования основывались на принципе единого имущественного ценза. Городские обыватели избирались в городскую думу. Выборы происходили по куриям, создаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имевших установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов. Городские думы самостоятельно занимались управлением хозяйственной жизнью, народным образованием, здравоохранением, благотворительностью, торговлей. Из числа членов городской думы выбирались управа и городской голова. Предпочтение при выборах на эту должность отдавалось купцам первой и второй гильдий, которые активно занимались вложением собственных средств в городское хозяйство.

История хранит память о деятелях городского самоуправления второй половины XIX века. Например, уникальным примером в местной истории является общественное служение череповецкого городского головы И. А. Милютина.

Вологодские обыватели помнили X. С. Леденцова. При жизни весь свой капитал он завещал «Обществу содействия успехам опытных наук и их практическому применению». При нем в Вологде открылся первый российский ломбард. Он помогал нуждающимся ученикам Вологодского Александровского реального училища.

Здание городской думы в Вологде. Фото начала XX века.

После смерти Александра Второго новый правительственный курс резко отличался от предшествовавших преобразований. Если александровское царствование с полной уверенностью можно назвать реформаторским, то правление следующего императора отличалось контрреформаторскими мерами. Ужесточался административный контроль за содержанием периодических изданий. Политика самодержавия в отношении крестьянства характеризовалась стремлением укрепить патриархальные структуры, общинный уклад. Закон от 18 мая 1886 года ставил преграды семейным разделам, в которых власти видели «великое зло, ведущее к обеднению сельского населения». Ограничивались возможности для деятельности местного самоуправления.

В 1889 году царь утвердил «Положение о земских начальниках». Земские начальники, назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства, должны были осуществлять надзор за деятельностью органов крестьянского самоуправления. Благодаря институту земских начальников дворяне, утратившие при отмене крепостного права власть над крестьянами, получили возможность оказывать заметное воздействие на жизнь сельского мира. В 1890 году государь утвердил новое положение о земских учреждениях. Согласно этому акту дворянское представительство в земствах увеличивалось. Крестьяне могли избирать только кандидатов в гласные уездных земских собраний. Сами же гласные назначались губернатором. Предусматривалось усиление административного надзора за деятельностью земских учреждений. В 1892 году издано новое «Городовое положение». Оказалось, что теперь число горожан, имевших возможность участвовать в выборах гласных городских дум, существенно уменьшилось. Местная администрация, таким образом, приобрела более широкие возможности для вмешательства в деятельность городского самоуправления. Коррективы внесены в судебные уставы 1864 года. Так, было ограничено применение принципа гласности судопроизводства, повышался имущественный и образовательный ценз присяжных заседателей.

Правительством в пореформенный период особые надежды возлагались на епархиальные власти. Отмечалось возрождение известной идеологемы николаевского царствования: «самодержавие — православие — народность». Православная Церковь принимала новые меры для усиления религиозности среди крестьян, направляла ее на укрепление монархических взглядов. Приверженность церковным традициям оставалась в жизни православных верующих неотъемлемым элементом повседневной жизни. Епархиальные архиереи способствовали возведению новых храмов, открытию монастырей, популяризации церковных начал в религиозных листовках и специальных книжках для крестьян, создавались миссионерские общества и братства.

Преобразования нового российского императора естественным образом повлияли на повседневную жизнь вологодских городских и сельских обывателей.