Культура

Первая половина XIX века внесла заметный вклад в развитие вологодской культуры. Говоря о ее проявлениях, необходимо отметить, что сочетание новых тенденций в дворянской среде иМитрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов), в 1808 -1813 годах был епископом Вологодским и Устюжским. Гравюра середины XIX века. традиционных крестьянских произведений искусства привносило новое ощущение культурного феномена русской провинции. Появляются новые культурные явления: театр, оркестровое исполнение музыки на улицах городов, возводятся усадьбы - памятники провинциального искусства. Особого упоминания заслуживают богатейшие библиотеки монастырей, учебных заведений, личные собрания вологодских дворян.

Пережив становление, с новой силой воспринимался краеведческий интерес к вологодским древностям. Пребывание в Вологде Преосвященного Евгения (Болховитинова) ознаменовалось появлением интересных научных трудов, написанных в традициях предшествующего XVIII столетия. По его мнению, история как наука должна была отражать фактическую сторону жизни предков. Сочинения вологодского иерарха касались церковной истории, археологии, по сути, его можно называть первым вологодским собирателем и хранителем документов, он собрал прекрасную нумизматическую коллекцию, переданную после отъезда в Калугу в Вологодскую духовную семинарию. После выхода его статей в журнале «Вестник Европы» возникла первая научная дискуссия, не имевшая долгое время аналогов. Из Вологды поступали к напечатанию его рукописи «Словаря русских светских писателей» и «Истории российской иерархии».

Выделялся среди вологодских краеведов П. И. Савваитов. Известность приобрела его деятельность по собиранию исторических актов XVI—XVIII веков. Воспитанник епископа Вологодского и Устюжского Иннокентия (Борисова), который, несмотря на короткий срок Вологда. Дом, где жил и в 1855 году скончался К.Н. Батюшков. Теперь здесь размещается музей -квартира поэта.управления Вологодской епархией, смог заняться обозрением и отчасти собиранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода, он обратил внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление Архиерейского дома и Софийского собора. После выхода в свет богословских и лингвистических трудов П. И. Савваитова общественность признала его одним из талантливых российских исследователей. Известный историк М.П. Погодин во время своего путешествия по стране в августе 1841 года остановился в Вологде. У него состоялась встреча с историком и преподавателем Вологодской духовной семинарии П. И. Савваитовым.

Об этой встрече М. П. Погодин оставил запись в своих бумагах: «Был у господина Савваитова, он живет вместе с отцом своим, священником, и занимает одну маленькую комнатку, от которой еще отделены три клеточки. Здесь он занимается своей философией и историей, но должен очищать ее, если к отцу придет какой прихожанин. Кто бы подумал, что за этим огарком, в захолустье бедного губернского города, в полуразвалившейся избенке читается и размышляется Августин и Кант. Комната чистенькая, увешанная картинными портретами. Тотчас, разумеется, представлялся чай в нарядных чашках, наливка домашняя из черемухи и варенье из поляники.

Господин Савваитов показал мне свое собрание. Есть вещи прелюбопытнейшие, и, чтоб познакомиться с ними, я выпишу известное челобитье времен царя Алексея Михайловича от священника епископа Маркела на пономаря с заговорами...

Прошлись по городу, и он дополнил мои известия, например, о речке Золотухе, которая встала в золотую копеечку, от чего и получила это название при Иване Васильевиче, о Татарской слободе, где жили татары, копавшие ее».

Преподаватель Вологодской губернской гимназии Ф. Н. Фортунатов опубликовал несколько Константин Батюшков. Гравюра XIX века.интересных изысканий по истории вологодской земли. Проезжавший в июле 1847 года через Вологду в Кирилло-Белозерский монастырь известный историк С. П. Шевырев в своих путевых заметках оставил следующую запись: «Из собора поспешил я в гимназию. Никогда не забуду «радушного» гостеприимства директора А. В. Башинского и инспектора Ф. Н. Фортунатова. С последним я был уже знаком лично и, кроме того, по статьям его, напечатанным в «Москвитянине». Приятно было встретиться мыслями с почтенными учеными Вологды и найти здесь полное сочувствие к тому направлению, которому я постоянно следовал в науке и литературе...

Ф. Н. Фортунатов своими дельными статьями много оживлял и «Вологодские губернские ведомости», потому что история города и его памятников, равно и статистика, ему хорошо известны. Гораздо любопытнее и полезнее те «Губернские ведомости», которые знакомят с жизнью, как прошедшею, так и настоящею, самого края. Бывают в иных местах и такие, в которых говорят о ловле тигров и китов. Уж в таком случае ловля волков или даже зайцев была бы гораздо привлекательнее и полезнее.

Вологда в 1847 году, вместе с Москвою в один год, праздновала свое семисотлетие, потому что в 1147 году 19 августа преподобный Герасим прибыл в нее с гор Киевских. Так говорится в житии угодника, и по этому случаю в первый раз упоминается ее имя. Вологодская гимназия не забыла этого события. Ученик VII класса Зарлянд, уроженец Гамбурга, лютеранин по вере, читал на торжественном акте сочинение «Семисотлетие Вологды». Почтенные наставники гимназии умеют питать чувства уважения к местным историческим преданиям. История Вологды и всего окружающего ее края составляет постоянный предмет изучения для питомцев вологодских. Темы для сочинений на акты почерпаются отсюда. Кто полюбит историю Вологды и будет уважать свой родной город, тот полюбит непременно и историю России и будет благоговеть перед своим отечеством. Литературными беседами развиваются дарования учеников, и этими беседами наставники стремятся дать отечественное направление».

Переходным, в русле литературных традиций екатерининского царствования, может

Усадьба Брянчаниновых в Покровском
Усадьба Брянчаниновых в Покровском -замечательный памятник архитектуры и паркового искусства. Проект дома (его автор - вологодский архитектор Александр Сапожников) разрабатывался под неусыпным наблюдением А. С. Брянчанинова. Известный искусствовед, исследователь усадебной архитектуры Георгий Лукомский писал в своей знаменитой книге «Вологда в ее старине»: «Прелестное Покровское - одна из лучших усадеб России». Принято решение о передаче усадьбы Вологодской епархии Русской Православной Церкви. Сейчас идет реставрация усадьбы и храма в Покровском.
воспринимается творчество К. Н. Батюшкова — основателя, по утверждению многих литературоведов, «лёгкой поэзии» в русской литературе. Излюбленным жанром К. Н. Батюшкова выступали элегии, послания, антологические стихотворения. Любителей поэзии в его стихотворениях всегда привлекали лирическая проникновенность, романтическая устремленность, поэтизация мечты, музыкальность.

Творческое начало К. Н. Батюшкова стояло у истоков русской классической литературой XIX века. Критик В. Г. Белинский замечал, что «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовию и уважением». Поэт в своем творчестве предвосхитил многие художественные открытия русских писателей. Он стал зачинателем многих тематических направлений в литературе (война и мир, город и городские контрасты). Одновременно В. Г. Белинский, очень любивший поэзию К. Н. Батюшкова, настаивал на том, что она имеет самостоятельную идейно-художественную ценность: «Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси». В другой статье, определяя масштаб таланта поэта, он давал еще более высокую оценку: «Батюшкову немногого недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности».

Сложившийся в литературоведении традиционный образ К. Н. Батюшкова требует уточнения. И уточнение это может сотворяться только в контексте культурных достижений русского общества последней трети XVIII — первой половины XIX века. Поэзия К. Н. Батюшкова сегодня воспринимается как явление уникальное, но, к сожалению, забытое и незнакомое современному читателю.

Современник К. Н. Батюшкова П. А. Межаков привлекает читателя своими стихотворениями. Его поэзия - явление многогранное: он своеобразный «подражатель» стиля других авторов, в его творчестве преломились характерные тенденции литературы «допушкинского» времени, он уникальный представитель русской усадебной поэзии периода расцвета дворянской усадьбы как серьезного и самобытного явления провинциальной культуры. Хотел он того или нет, он выразил существенную сторону русской провинциальной культуры одного из интереснейших периодов ее становления.

Великий духовный писатель святитель Игнатий Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года и вырос неподалеку от Вологды - в родовом имении Покровском (теперь это ГрязовецкийСвятитель Игнатий Брянчанинов продолжил молитвенное делание великих святых, просиявших на Вологодской земле. район). Его отец, Александр Семенович Брянчанинов, был родовитым дворянином, пажом императора Павла Первого, участником Отечественной войны 1812 года. Семейное предание гласит, что родоначальником старинной дворянской фамилии Брянчаниновых был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Димитрия Донского, тот самый воин, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. Выйдя в отставку после трагической гибели императора Павла, Александр Семенович удалился в свое имение.

В большой семье Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны детей воспитывали в строгости. Они получили прекрасное домашнее образование. Уже в раннем возрасте Димитрий (будущий святитель Игнатий) отличался прекрасными и разносторонними способностями. В 15 лет он поступил в Военно-инженерное училище - одно из лучших учебных заведений того времени. Первым он и закончил полный курс наук. Ему благодетельствовал император Николай Первый, он неоднократно беседовал с юношей в присутствии императрицы и детей. Перед Димитрием Брянчаниновым раскрывалось блестящее будущее, однако он мечтал только о монашестве. Его просьбу об отставке после окончания училища государь император отклонил, однако, недолго пробыв в Динабургской крепости, Димитрий тяжело заболел и не мог служить в армии по состоянию здоровья. Побывав в нескольких обителях, втом числе в Оптиной пустыни, Димитрий приехал в Покровское. Родители не поддержали решения сына о монашестве, однако в 1831 году он принял постриг в Вознесенском кафедральном соборе Вологды (сейчас его занимает областная картинная галерея). В 1934 году государь император вызывает его в столицу, где молодой монах становится наместником пригородной Троице-Сергиевой пустыни. Архимандрит Игнатий проявляет недюжинные организаторские способности, он сумел благоукрасить обитель, построить здесь новые храмы, но главное - наладить духовную и богослужебную жизнь. Он ведет огромную переписку, в том числе и со знаменитыми писателями, художниками, музыкантами. В 1857 году был рукоположен в епископы и направлен в Ставрополь, руководить Кавказской и Черноморской епархией. Ввиду тяжких болезней в 1861 году святитель Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. Здесь он пересмотрел все свои сочинения, отредактировал их и отправил в печать. При жизни святителя успел выйти только первый том: он скончался 30 апреля (13 мая по новому стилю) 1867 года.

Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии.