Насон - История города Вологды - Софийский собор 7 часть

Кафедральный Софийский собор


      Соборная колокольня

Первая колокольня Софийского собора, срубленная в 1622 году Данилом Глухим, Федотом Алферьевым и еще тремя плотниками,— деревянная, семистенная — сгорела через четырнадцать лет.

В 1642 году была срублена новая деревянная колокольня. На ней установили «часы боевые, с перечасьем». Вологодский посадский человек, колокольный мастер Карп Евтихиев, отлил для нее большой колокол весом 122 пуда, а через год — второй, весом 19 пудов. В эти два года для колокольни куплено было еще семь колоколов разного веса.

В 1654—1659 годах построили каменную восьмигранную шатровую колокольню с восемью пролетами для звука. Небольшая глава на ней и крест были обиты белым железом, на восточной стороне установлен циферблат боевых часов. На колокольне было четырнадцать разных колоколов. Высота ее составляла 38 метров, в поперечнике было 12,8 метра.

Царь Алексей Михайлович разрешил взять для фундамента и цоколя серый и белый камень, заготовленный Иваном IV, и пожертвовал на постройку колокольни 600 рублей. Крестьяне патриаршего села Вятского изготовили для колокольни 134 450 штук кирпича. В 1658 году каменщик Василий Никитин с восемью товарищами приступил к теске белого камня, а в 1659 году артель каменщиков в 16 человек уже построила колокольню. Глава и закомары были обиты железом. На каменную колокольню были перенесены колокола с деревянной и куплены новые.

Спустя более двухсот лет, в 1870 году, по проекту архитектора В. Н. Шильдкнехта шатровая колокольня была надстроена. Шатровый верх и ярус с колоколами разобрали, а на нижней части колокольни надстроили новый верх. Столпообразной колокольне были приданы элементы готики, завершалась колокольня золоченой главой. Через год внутри цилиндрической надстройки, выше звона, установили часы с боем. Циферблаты часов обращены на четыре стороны.

Последний по времени ремонт и позолота главы были сделаны в 1958 году.

Сейчас на колокольне 25 колоколов.

Большой, или Праздничный, лит в Любеке в 1687 году, весом 462 пуда. Воздвиженский, или Вседневный, перелит в Вологде в 1739 году, 223 пуда. Архангельский лит в Вологде мастером Иваном Князевым в 1689 году, весом 200 пудов. Большой лебедь лит мастером Иваном Моториным в 1682 году. Малый лебедь лит в Никольском озерском монастыре Вологодского уезда в 1756 году, 100 пудов. Часовой — лит в Вологде в 1627 году. Великопостный, или Водовоз, лит в Вологде мастером Карпом Евтихиевым в 1643 году, весом 122 пуда. Четыре колокола Валовых: один перелил белозерский мастер Иван Калинин в 1739 году, два колокола литы в Амстердаме, один колокол без надписи. Из прочих четырнадцати колоколов один назван Бураком, другой — Ясачным, шесть колоколов красных и шесть зазвонных.

 

      
      Воскресенский теплый собор 

Со времени первоначального устройства Софийского собора до конца XVIII столетия не было при нем теплого собора и богослужение отправлялось в нем круглый год. Строение сего собора начато было в 1757 году и около 1770 года было почти окончено. По освидетельствовании его в 1771 году определено было весь оный собор разобрать.

Для нового теплого собора избрано было место на юго-восточном углу высокой каменной стены, окружающей архиерейский дом, в расстоянии от Софийского собора к югу около 20 сажен.

В 1772 году начато было строение собора, которое довершено в 1776 году, и собор освящен во имя Воскресения Христа Спасителя, вероятно, в память первого в Вологде кафедрального собора.

Воскресенский собор двухэтажный, о пяти верхах, итальянской архитектуры; состоит из трех главных частей: алтаря, церкви и трапезы и четырех малых полукруглых притворов, примыкающих к главному круглому корпусу. Вышина собора от фундамента до вершины креста около 15 сажен.

В нижнем этаже находится низменная, со сводами, церковь во имя преподобных киевопечерских чудотворцев. Она устроена около 1805 года.

Парадный вход в собор с открытой площади на южной стороне собора, украшенный четырьмя, по две с каждой стороны, около дверей, колоннами и фронтоном, освещенный тремя окнами и покрытый железом, устроен в 1824 году, по случаю высочайшего посещения города Вологды императором Александром I.

Внутреннее устройство Воскресенского собора, после первоначальной отделки его при преосвященном Иринее, существовало до 1832 года в одинаковом виде, с некоторыми малозначительными исправлениями. В 1832-1833 годах при преосвященном Стефане, епископе вологодском и устюжском, собор внутри весь возобновлен и украшен. 
     Главную достопримечательность в Воскресенском соборе и предмет особенного благоговения местных жителей составляет икона Божией Матери всех скорбящих радости, почитаемая чудотворной*[Происхождение сей иконы следующее: в 1766 году она была найдена под алтарем деревянной церкви Богоявления Господня, что на Лосте, Вологодского уезда, в 12 верстах от Вологды, по указанию одной крестьянской женщины, видевшей ее во сне и вследствие этого видения получившей исцеление от долговременной болезни. Когда слух об этом исцелении и о нескольких других, последовавших затем от той же иконы, начал распространяться, вологодское епархиальное начальство в том же году вытребовало сию икону для надлежащего свидетельства в Вологду, где она и была оставлена в кафедральном соборе на неопределенное время. В рукописи, хранящейся в ризнице собора, под заглавием: «Записки об изцелениях от образа пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости», записано до 30 чудес, бывших от сей иконы в Вологде в прошлом столетии. Икона сия в летние месяцы переносится в холодный Софийский собор, но большую часть года остается в Воскресенском]. Она имеет помещение в южном полукруглом притворе трапезы в особом киоте. Мерой эта икона 6 ? вершков вышины и 5 ? ширины. На ней старинным письмом изображена Божия Матерь в короне, со скипетром в правой и с хоругвию в левой руке; на хоругви начертаны слова:"Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже…". По сторонам главы Богоматери написано на верхнем поле иконы написано: "Всем скорбящим радость". В свете, над раменами Богоматери , на двух хартиях слова: "Всем предстательствуеши, - благая в державе". Над главой Богоматери изображение Нерукотворенного Образа, по обеим сторонам Ее, у полей иконы, написаны две группы ангелов; при ангелах на правой стороне изображены три лика скорбящих, с надписью: "Странным утешение"; на левой – два лика с надписью: "Печальным утешение". Риза на Богоматери сплошная жемчужная; оклад, свет и ризы на предстоящих серебряные, чеканные золотом; сверх того, по разным местам икона украшена драгоценными камнями: алмазами, яхонтами, изумрудами и другими. На нижнем краю оклада в двух малых клеймах черневыми буквами подписано: "Сей оклад сделан 1770 году, - тщанием преосвященнаго Иосифа, епископа вологодскаго и белозерскаго".