Храмы и церкви
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т У Ф Ц
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (1704-1710)Сохранена, действует; Вологда, Первомайская, 12
Церковь именуется Покровской на Козлене, или Козленской, по названию слободы, в которой располагалась. В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время и случай ее построения неизвестны ни по летописи, ни по преданиям. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В этом году Вологда подверглась опустошительному польско-литовскому нашествию, во время которого многие церкви города были разрушены или разграблены. В числе пострадавших тогда храмов был и Покровский на Козлене. В окладной книге 1618 года, содержащей перечень церквей города, значится, что церковь Покрова Богородицы на Козлене была сожжена "литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром". После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет, до 1626 года, в котором, по данным окладной книги за этот год, храм был выстроен заново. Этот новый деревянный храм существовал только пятьдесят два года. В 1678 году он был упразднен за ветхостью, и на его месте, по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского, была построена третья деревянная церковь во имя Покрова Богоматери с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Эта новая церковь, строившаяся четыре года, была освящена в 1682 году. Строительство каменного Покровского храма было начато в 1704 году. Вологда подвергалась тогда частым опустошительным пожарам, и в это бедственное время горожане решились всеградскими усилиями построить при Покровской Козленской церкви каменный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, покровительствующей и защищающей город от огня. В декабре 1704 года прихожанами Покровской церкви была подана челобитная преосвященному Гавриилу, архиепископу вологодскому и белозерскому, о дозволении построить этот каменный храм, на что была получена благословенная грамота. Каменная холодная церковь Неопалимой Купины была построена в 1704 - 1709 годах близ деревянной Покровской. Она была освящена 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом. В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к Вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей Покровской церкви новый одноименный каменный храм. Деревянная церковь Покрова на Козлене, продолжавшая до того времени существовать рядом с холодной, была заменена каменной, служащей, вместе с приделом священномученика Антипы, теплой церковью, однако в каком году эта церковь была построена и освящена неизвестно. Козленская слобода прежде была заселена мастеровыми рабочими людьми, среди которых, в частности, были канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петр I, интересовавшийся всем, что относилось к морскому делу, пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Жители слободы при встрече государя поднесли ему древний образ Неопалимой Купины. Царь Петр, приняв образ, приказал хранить его в местной приходской Покровской церкви. Это предание выглядит вполне правдоподобным, поскольку Петр I, проезжая через Вологду в 1724 году с супругой Екатериной Алексеевной, останавливался на Новинковской улице, в доме иностранки Гоутман (ныне Домик Петра I), неподалеку от Козленской улицы. В церкви имелось три престола: в холодном храме - во имя Божией Матери Неопалимая Купина; в теплом - на правой стороне во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - во имя Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Стенная роспись церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет наиболее значительный интерес в храме Покрова. Росписью покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. Роспись была выполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с группой мастеров. В конце XIX - начале XX века в храме появились фрески местного мастера М.В. Алексеева, автора поздних фресок во многих вологодских церквях. Эта роспись интересна тем, что являет собой последний этап русского искусства стенописи. В настоящее время фрески и стенная роспись Покровской церкви полностью восстановлены. Из святых икон в сих церквах замечательны или по древности и особенному к ним уважению или по ценности украшений на них следующие: Кроме сих икон, находящихся внутри церквей, замечательна еще древняя, средней величины, икона Спаса Нерукотворенного Образа, находящаяся на внешней стене алтаря холодной церкви, в киоте за стеклом. Перед этой иконой каждогодно накануне 16 августа, после вечернего богослужения, совершается под открытым небом водосвятное молебствие при стечении многих богомольцев из своего и других приходов. В объяснение обычая молебствовать перед сей иконой устное предание говорит, что в старину вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к городу Архангельску и вообще отправляясь в путь по торговым делам, всегда совершали молебствие перед этой иконой. Особенных достопримечательностей ни в ризнице, ни в библиотеке церкви, нет. | ||
<<< Назад | В начало | Далее >>> |