Храмы и церкви


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т У Ф Ц

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (1704-1710)

Сохранена, действует; Вологда, Первомайская, 12

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене

Церковь именуется Покровской на Козлене, или Козленской, по названию слободы, в которой располагалась.

В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время и случай ее построения неизвестны ни по летописи, ни по преданиям. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В этом году Вологда подверглась опустошительному польско-литовскому нашествию, во время которого многие церкви города были разрушены или разграблены. В числе пострадавших тогда храмов был и Покровский на Козлене. В окладной книге 1618 года, содержащей перечень церквей города, значится, что церковь Покрова Богородицы на Козлене была сожжена "литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром". После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет, до 1626 года, в котором, по данным окладной книги за этот год, храм был выстроен заново. Этот новый деревянный храм существовал только пятьдесят два года. В 1678 году он был упразднен за ветхостью, и на его месте, по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского, была построена третья деревянная церковь во имя Покрова Богоматери с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Эта новая церковь, строившаяся четыре года, была освящена в 1682 году.

Строительство каменного Покровского храма было начато в 1704 году. Вологда подвергалась тогда частым опустошительным пожарам, и в это бедственное время горожане решились всеградскими усилиями построить при Покровской Козленской церкви каменный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, покровительствующей и защищающей город от огня. В декабре 1704 года прихожанами Покровской церкви была подана челобитная преосвященному Гавриилу, архиепископу вологодскому и белозерскому, о дозволении построить этот каменный храм, на что была получена благословенная грамота. Каменная холодная церковь Неопалимой Купины была построена в 1704 - 1709 годах близ деревянной Покровской. Она была освящена 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом.
В декабре 1710 года жителями Вологды был составлен письменный общественный приговор, которым они обязались ежегодно давать от общества деревянное масло к двум находящимся в Козленской церкви и особо почитаемым местным иконам Покрова Божией Матери и Неопалимая Купины.

В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к Вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей Покровской церкви новый одноименный каменный храм. Деревянная церковь Покрова на Козлене, продолжавшая до того времени существовать рядом с холодной, была заменена каменной, служащей, вместе с приделом священномученика Антипы, теплой церковью, однако в каком году эта церковь была построена и освящена неизвестно.

Козленская слобода прежде была заселена мастеровыми рабочими людьми, среди которых, в частности, были канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петр I, интересовавшийся всем, что относилось к морскому делу, пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Жители слободы при встрече государя поднесли ему древний образ Неопалимой Купины. Царь Петр, приняв образ, приказал хранить его в местной приходской Покровской церкви. Это предание выглядит вполне правдоподобным, поскольку Петр I, проезжая через Вологду в 1724 году с супругой Екатериной Алексеевной, останавливался на Новинковской улице, в доме иностранки Гоутман (ныне Домик Петра I), неподалеку от Козленской улицы.
Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия. Ее главный корпус в архитектурном отношении имеет сходство с тремя вологодскими церквями, построенными в одно десятилетие с ней: Иоанна Предтечи в Рощенье, Власия Севастийского и Троице-Герасимовской на Кайсаровом ручье. Основные композиционные формы этих зданий - двусветный четверик с восьмериком, увенчанным купольной кровлей и главой, - тождественны; различия заметны только в пропорциях и отдельных деталях убранства. Каменная Покровская на Козлене церковь одноэтажная, одноглавая и находится в связи с колокольней, завершенной шатром. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и колокольня были полностью изменены в XIX - начале XX века.

В церкви имелось три престола: в холодном храме - во имя Божией Матери Неопалимая Купина; в теплом - на правой стороне во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - во имя Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.

Стенная роспись церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет наиболее значительный интерес в храме Покрова. Росписью покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. Роспись была выполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с группой мастеров. В конце XIX - начале XX века в храме появились фрески местного мастера М.В. Алексеева, автора поздних фресок во многих вологодских церквях. Эта роспись интересна тем, что являет собой последний этап русского искусства стенописи. В настоящее время фрески и стенная роспись Покровской церкви полностью восстановлены.

Из святых икон в сих церквах замечательны или по древности и особенному к ним уважению или по ценности украшений на них следующие:
      1. Икона Божией матери Неопалимой Купины, пядничная (6 вершков вышины и 5 ширины), весьма древнего письма.
      2. Икона Спасителя, местная, в холодной церкви.
      3. Икона Божией Матери Неопалимой Купины, местная, в холодной церкви.
      4. Икона Покрова Божией Матери, местная, в холодной церкви.
      5. Икона Покрова Божией Матери.
      6. Икона Божией Матери всех скорбящих радости.
Эти две иконы, бывшие, вероятно, в прежних деревянных церквах местными, ныне помещены в теплой церкви над входом в холодную церковь, отличаются глубокой древностью письма.
      7. Икона святого священномученика Антипы.

Кроме сих икон, находящихся внутри церквей, замечательна еще древняя, средней величины, икона Спаса Нерукотворенного Образа, находящаяся на внешней стене алтаря холодной церкви, в киоте за стеклом. Перед этой иконой каждогодно накануне 16 августа, после вечернего богослужения, совершается под открытым небом водосвятное молебствие при стечении многих богомольцев из своего и других приходов. В объяснение обычая молебствовать перед сей иконой устное предание говорит, что в старину вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к городу Архангельску и вообще отправляясь в путь по торговым делам, всегда совершали молебствие перед этой иконой.

Особенных достопримечательностей ни в ризнице, ни в библиотеке церкви, нет.

<<< Назад В начало Далее >>>