Вологда в первое послевоенное пятилетие: от разрухи — к восстановлению городского хозяйства (1946—1950 годы)
В годы войны жизнь города была подчинена особому ритму. Вопросы быта людей и благоустройства города были отодвинуты на задний план. Карточная система снабжения (действовавшая до декабря 1947 года) и скудость питания возродили практику времен Гражданской войны: многие свободные участки земли в городе были превращены в огороды. От этого пострадали общественные сады и парки города. Деревья рубили на дрова.
В особенно запущеном состоянии находились социальная сфера и коммунальное хозяйство. По существу прекратились жилищное строительство и ремонт промышленных и жилых построек, в то время как перед войной жилой фонд ежегодно увеличивался более чем на 10 тысяч кв. метров. В 1945 году жилой фонд города составлял всего 455 тысяч кв. метров.
22 мая 1945 года, всего лишь через две недели после окончания войны, на страницах газеты «Красный Север» сообщалось, что в Вологде уже проведены значительные работы по озеленению города. Вместо деревьев и кустарников, погибших во время Великой Отечественной войны, горожане посадили около десяти тысяч саженцев. Эти «победные» тополя, липы и березы до сих пор украшают Вологду. 3 июня 1945 года в Вологде проведен большой воскресник по благоустройству улиц, скверов и парков города. Участники воскресника, в частности, занимались устройством нового сада у Дома-музея Петра I. Во время войны его земли использовались под огород, из произраставших в нем деревьев сохранились лишь четыре лиственницы и серебристый тополь.
В 1946 году сессия Вологодского городского Совета приняла к исполнению пятилетний план развития городского хозяйства. Этот план предусматривал продолжение строительства законсервированных на время войны производственных объектов, развитие городского транспорта, меры по повышению благосостояния горожан и ускорению темпов культурного строительства. Это были первоочередные задачи по преодолению послевоенной разрухи и переходу прифронтового города к мирной жизни.
В этой связи остро встал вопрос и о благоустройстве областного центра. На ремонт и расширение городского хозяйства бюджет 1947 года выделял 7460 тысяч рублей, что превысило ассигнования 1946 года на 21 процент, тем не менее финансирование оставалось весьма скромным. И это понятно: государство вкладывало средства в первую очередь в восстановление хозяйства наиболее пострадавших во время войны регионов — находившихся в зоне боевых действий и временно оккупированных противником.
Из резолюции собрания партийно-советского и хозяйственного актива Вологды по докладу заместителя председателя горисполкома о задачах проведения благоустройства города в 1947 году (от 16 апреля 1947 года):
«Заслушав и обсудив доклад заместителя председателя горисполкома тов. Корюкаева о задачах проведения благоустройства г. Вологды в 1947 г., партийно-советский и хозяйственный актив отмечает, что победоносное завершение Великой Отечественной войны, переход к мирному строительству дает возможность резко увеличить расходы на жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство городов. В 1947 г. на ремонт и расширение городского хозяйства отпускается 7460 тыс. руб., или [на] 21% более чем в 1946 г.
Собрание актива постановляет:
1. Считать работу по проведению нового строительства, капитального и текущего ремонта коммунальных предприятий и жилфонда, а также благоустройству города одной из важнейших задач, поставив ее в центре внимания и деятельности советских и хозяйственных органов в 1947 г.
2. Одобрить инициативу передовых коллективов предприятий и учреждений, взявших обязательство отработать в весенне-летний период текущего года не менее 20 час. каждому трудоспособному на благоустройстве города. В этих целях собрание актива считает необходимым до 1 мая с. г. во всех учреждениях, организациях и предприятиях провести общие собрания рабочих и служащих, на которых обсудить вопрос о трудовом участии населения в благоустройстве города и наметить (по согласованию с райисполкомами) объекты и объем работ, исходя из расчета, что каждый трудящийся должен отработать не менее 20 час, установив сроки выполнения работ...».Советы Вологодской области, 1917— 1987: Документы и материалы / Сост. Р. С. Мителькова и др. Архангельск, 1988. С. 93-94.
Явно недостаточные бюджетные ассигнования предполагалось дополнить мобилизацией трудоспособных горожан на работы по благоустройству Вологды. Многие искренне хотели помочь родному городу, но дело было представлено таким образом, будто желанием добровольно и бесплатно трудиться на общественных работах «горели» все горожане, а власти лишь придали их энтузиазму соответствующие организационные формы. Это решение было продиктовано обстоятельствами времени, однако имело в своей основе принуждение людей к бесплатному труду.
На 1947 год выпадало празднование двух общественно-значимых юбилеев: 800-летия родного города и 30-летия Октября. Ради создания достойных условий для проведения праздников и привлекались горожане к работам по благоустройству. Празднование Октября было для вологжан уже привычным, а юбилей города в советский период его истории они отмечали впервые.
Подготовка к юбилею в Вологде развернулась в предельно сжатые сроки. Начало было положено постановлением горкома партии от 8 августа 1947 года. Празднование состоялось 27 и 28 сентября. 27 сентября в клубе железнодорожников имени Х-летия Октября (КОРе) открылось торжественное заседание Вологодского городского Совета депутатов трудящихся. Среди многочисленных приветствий выделялась речь М. К. Ветошкина—первого председателя Вологодского губисполкома и губкома партии. На следующий день на Ленивой площадке, на месте снесенного храма Воскресения Христова, председатель горисполкома С. И. Гоглев открыл памятную доску с надписью: «Здесь будет сооружен обелиск в память основания Вологды». А закончились торжества спортивным праздником на стадионе «Динамо», народными гуляньями и красочным фейерверком. Торжества в честь 800-летия Вологды совпали с юбилеем столицы. Прошли они гораздо скромнее, чем в Москве, но оставили заметный след в памяти вологжан.
После войны в Вологде существенно увеличилось количество строящихся личных домов. К тем земельным участкам, на которых было разрешено такое строительство в предвоенные годы, добавились кварталы в поселках льнокомбината, Завокзальном и в Лукьянове. Так власти пытались смягчить жилищную проблему, пока государство, в связи с послевоенной разрухой, было не в состоянии ею заниматься.
Однако праздничные дни лишь на короткое время отвлекли вологжан от многочисленных забот и проблем. Будни же были заполнены тяжелой работой по реализации планов послевоенной пятилетки. В результате принятых мер состояние коммунального хозяйства города постепенно улучшалось. Так, если в 1947 году план по капитальному ремонту жилого фонда был выполнен на 94 процента, а план текущего ремонта — на 105 процентов, то в 1949 году план капитального ремонта был выполнен на 107 процентов (освое¬но 2,5 миллиона рублей, отремонтировано 78 домов), а план по текущему ремонту—даже на 160.6 процента. В 1949 году за счет бюджета и силами общественности были проведены значительные по объему работы. Рабочие и служащие предприятий и учреждений отработали 156 тысяч человеко-часов на благоустройстве города. Сложнее обстояло дело с жилищным строительством. Жилье в Вологде фактически не строилось, тогда как потребность в нем возрастала из года в год. Численность населения города неуклонно увеличивалась, составив в том же 1947 году 101 тысячу человек. Продолжала она расти и в последующие годы.
Иначе обстояло дело с промышленным строительством. Отличительной чертой восстановительных работ после Великой Отечественной войны явилось то, что именно отрасли тяжелой индустрии и машиностроения оставались приоритетными в народнохозяйственных планах. В Вологде, одновременно с расширением действующих предприятий (завода «Северный коммунар», судоремонтного завода, швейной фабрики, ВПВРЗ и др.), развернулось строительство новых промышленных объектов и завершалось строительство предприятий, которые были заложены еще до войны. В 1945-1949 годах достраивался Вологодский льнокомбинат.
Уже в 1949 году текстильщики стали выпускать продукцию. В 1946 году был введен в эксплуатацию авторемонтный завод «Ремсельмаш» и почти одновременно с ним на западной окраине города — завод по производству оборудования для животноводческих ферм «Мясомолмаш». В 1947 году было завершено строительство механического завода, который стал специализироваться на изготовлении пилорам, строительных и гвоздильных станков (с 1956 года — «Строймаш», с 1962 года — «Станкозавод»). К 1950 году промышленность Вологды превзошла довоенный уровень почти в полтора раза. Однако реструктуризации хозяйства в пользу отраслей, работающих на нужды человека, не произошло. Благосостояние большинства горожан находилось на низком уровне. И все же, даже этот уровень в условиях мирного времени открывал перед советским народом, в том числе вологжанами, перспективу движения к ценностям современной цивилизации и повышению уровня своей жизни. Путь оказался нелегким.