Северная Фиваида
Вологодская епархия принадлежит к древнейшим епархиям Русской Православной Церкви. Ее история - одна из примечательных глав обширного летописного свода нашей церковной истории. Здешние земли в древности входили в состав Новгородской и Ростовской епархий. В 1492 году повелением великого князя Ивана III г. Вологда с прилегающими к ней местностями была включена в Пермскую епархию, архиереи которых стали именоваться Пермскими и Вологодскими. А когда в 1571 году епископ Макарий перенес свою резиденцию в Вологду, епархия была переименована в Вологодскую и Великопермскую. В 1589 году еплрхия была возведена в степень архиепископии.
В своих нынешних пределах епархия находится с 1937 года, когда была образована Вологодская область.
Ныне на ее территории зарегистрировано больше ста православных приходов. В Вологде регулярные богослужения идут в одиннадцати храмах. На окраине Вологды находится Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким, небесным покровителем Вологодского края, сомолитвенником и сопостником игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского. В 1991 году обитель преподобного Димитрия передали епархии - это был первый возрожденный в новое время действующий монастырь на Вологодчине. В год 600-летия Кирилло-Белозерского монастыря епархии был передан Иоанновский монастырь - самая древняя часть этой прославленной обители. Возрождается монашеская жизнь и в расположенной неподалеку Воскресенской Горицкой женской обители, а также в Свято-Троицком Павло-Обнорском мужском монастыре (Грязовецкий район).
Вологодские края издавна называют Северной Фиваидой (Фиваида - пустынная местность вокруг египетского города Фивы, где в первые века христианства совершали подвиги поста и молитвы множество отшельников). Здешние прежде непроходимые леса привлекали подвижников, стремящихся удалиться от мира ради молитв Господу. "Куда ни посмотрю, везде вижу целые лики (лик -хор, прим. ред.) святых, -говорил, обращаясь к вологжанам, знаменитый проповедник святитель Иннокентий (Борисов), управлявший в 1841-1842 годах Вологодской епархией. - Воззрю ли на восток? Там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосии Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли Тотемской, спасающею от гниения соли и сердца...» Святитель Иннокентий называет и другие прославленные в истории Святой Церкви имена угодников Божиих - это преподобные Павел Обнорский, Корнилий и Арсений Комельские, поставившие обители в бескрайних тогда лесах на берегах рек Комелы и Обноры. Монашеское молитвенное усердие и благочестие сделали эти монастыри известными всей России. «Русский Златоуст» (так называли за красноречие епископа Иннокентия, причисленного уже в наше время к лику святых) вспоминает в своей проповеди и об Иоасафе Спасокубенском - юном князе, который оставил знатность и богатство и ушел в Спасо-Каменный монастырь, древнейшую православную обитель на Русском Севере. Он говорит об основателе Вологды, преподобном Герасиме, пришедшем на север из Киево-Печерской обители, и о преподобном Галактионе, тоже представителе княжеского рода, ушедшем в уединенный скит и погибшем в 1612 году от рук польских захватчиков.
И все же святитель Иннокентий не назвал и десятой доли общего числа праведников, что прославили Вологодчину как Фиваиду Севера.
Всем православным известны и друг Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский, просветитель народа коми; великий иконописец Древней Руси преподобный Дионисий Глушицкий; основатель скитского монашеского жития на Руси преподобный Нил Сорский; основатели города Череповца Афанасий и Феодосии Череповецкие; великий церковный писатель святитель Игнатий Брянчанинов и многие, многие другие.
С Вологодским краем связаны жития более ста угодников Божиих, и их число растет: уже в наше время совершается канонизация вологодских подвижников. В начале 2000 года был совершен чин прославления местночтимого святого праведного Александра Вологодского (Баданина) - вологодского священника (1843 - 1913 годы), который имел дары прозорливости, благодатного рассуждения. Великий русский святой Иоанн Кронштадтский, неоднократно бывавший в Вологде проездом на родину - пинежское село Суру, отвечал вологжанам, когда его просили молитвенной помощи и благодатного совета: «У вас есть свой молитвенник, к нему и обращайтесь», и называл при этом имя Александра Баданина.
Освященный Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. причислил к лику святых 14 новомучеников и исповедников Вологодской епархии. Среди них - епископы и миряне, священники и монашествующие...
В нашей епархии благополезно трудились многие досточтимые святители, они воздвигали храмы, занимались просветительской, миссионерской, благотворительной деятельностью. Имена многих вологодских архиереев занесены на скрижали церковной и общероссийской истории. Епископ Киприан был участником Стоглавого собора, епископ Павел крестил дочь Петра Первого, будущую императрицу Елизавету Петровну, а епископ Онисифор (Боровик) был духовником императора Александра Первого. В нашей епархии в 1808 - 1813 годах подвизался архиепископ, позднее митрополит Евгений (Болховитинов), выдающийся церковный историк. Яркий след в истории российского Православия оставил архиепископ Никон (Рождественский), бывший правящим Вологодским архиереем с 1906 по 1912, член Государственного Совета, основатель и долголетний редактор «Троицких листков», провидевший ужасы надвигавшегося безвременья и предупреждавший об этом людей.
Святитель СТЕФАН, просветитель Перми, «величайший из русских миссионеров», как назвал его известный исследователь Георгий Федотов, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. В молодости принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове, где изучал греческий язык. Овладев богатой церковной культурой, он загорелся желанием
обратить ко Христу зырян, язык которых знал с детства. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он был близким товарищем, сомолитвенником и содумником Преподобного Сергия Радонежского. Святитель Стефан при храмах открывал училища, строил церкви, в которых ставил священников из зырян, перевел на зырянский язык многие богослужебные книги. Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Скончался святитель Стефан 1395 году в Москве.В Вологодском государственном музее-заповеднике хранится икона «Троица Зырянская», написанная, возможно, святителем Стефаном. Текст на зырянском языке написан азбукой, составленной святителем Стефаном.
В епархии существовала сеть духовных школ. Возглавляла ее одна из старейших в России Вологодская духовная семинария (основана в 1730 г. как славяно-латинская школа), в которой получили образование не только видные священнослужители и богословы, как, например, протоиерей В. И. Нордов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковский, но и крупные историки Н. И. Суворов, П. И. Савваитов, первый доктор медицины в России М. Я. Мудров и другие. Кроме того, в епархии действовало 5 духовных училищ и 2 епархиальных женских училища, около восьмисот церковно-приходских школ.
В начале XX века в епархии было соборов и церквей 925, при них состояло протоиереев и священников 857, диаконов и псаломщиков 1110, часовен и молитвенных домов 1412. Существовал 21 монастырь - 16 мужских и 5 женских. В мужских было 211 монахов и 80 послушников, а в женских - 57 монахинь и 220 белиц.
После 1917 года для Вологодской епархии, как и для всей Русской Православной Церкви, наступила пора тяжких испытаний, она стала на стезю мученичества.
Тогда на православных христиан обрушились репрессии. Многое пришлось претерпеть духовенству и пастве: и ограбление храмов под видом изымания ценностей, и осквернение святых мощей, массовое истребление икон и колоколов, неправосудные заключения и расстрелы духовенства и благочестивых мирян. Тысячи и тысячи вологжан отдали свои жизни за веру, но не отреклись от Христа. И как всегда было и будет, впереди шли архипастыри, являя собой пример мученичества. Погибли в застенках владыки Александр (Трапицын), Венедикт (Плотников), Стефан (Знамеровский), Антоний (Быстров), Варсонофий (Лебедев), Валериан (Рудич). Были расстреляны игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова), игумения Горицкого монастыря Зосима (Рыбакова), игумения Леушинского монастыря Агния (Благовещенская). Умер в тюрьме игумен Нило-Сорской пустыни Иннокентий (Калинин). Несколько лет провел в застенках Кирилловский епископ Тихон (Тихомиров).
Сейчас идет сопряженный с многими трудностями процесс установления имен новомучеников. По имеющимся в распоряжении церковных историков данным новомучеников и исповедников среди вологодского духовенства и православных мирян - более шестисот.
После окончания Великой Отечественной войны стали открываться некоторые храмы, частично возрождалась церковная жизнь. Вновь была учреждена и Вологодская епархия, фактически закрытая после ареста епископа Георгия (Анисимова) в 1940 г.
Сегодняшний день епархии неразрывно связан с ее славным прошлым.
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН (Лазаренко), рукоположен во епископа 10 апреля 1993 года. Закончил Московский Государственный центральный институт физической культуры, затем
- Московские духовные семинарию и академию. Во время учебы принял монашеский постриг, до рукоположения во епископа нес различные послушания в Троице-Сергиевой лавре.
- Вологда стала родным местом, - считает владыка Максимилиан.
- Привык к этому городу, полюбил его, полюбил здешних людей, природу. Вообще, этот край близок мне по духу, потому что здесь подвизалось множество святых, которые пришли сюда из обжитых мест, чтобы в этом краю отдать всю жизнь Богу. По духу они близки мне, я ощущаю их родными.В епархии изменилось очень многое: было 17 приходов, сейчас их больше ста... Когда я приехал сюда, священники жаловались, что их не пускают в школы, что у них нет возможности встречаться с детьми. Епархия совместно с департаментом образования создали общественный совет "Согласие" и ситуация коренным образом изменилась. Сейчас, по-моему, все осознали, насколько важно Православие в нашей жизни.
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко), который управляет Вологодской епархией с 1993 года, стремится восстановить прежние благочестивые традиции. Примером может служить водружение в центре Вологды Поклонного креста - на месте, где стоял собор Всемилостивого Спаса, поставленный в память чудесного избавления от моровой язвы в 1654 году. Тогда, обратившись с молитвой ко Господу, вологжане в один день воздвигли деревянный храм в честь Спасителя, и мор прекратился. Позднее на этом месте был поставлен каменный собор, бывший главным храмом города. В советское время собор снесли, но память о нем жила. И когда епархия выступила с инициативой поставить на святом месте Поклонный крест, откликнулись многие вологжане. На пожертвования верующих, на вклады местных предприятий и поставлен этот 7-метровый металлический крест с барельефами вологодских святых. Здесь горит лампадка, сюда приходят люди. Поклонный крест удивительно быстро вписался в городской пейзаж, в городскую жизнь, и это еще говорит о том, что наш народ, наша страна заждались возвращения Православия на то место в жизни, которое ему подобает.
В последнее время, когда власти не препятствуют церковной жизни, когда появилась возможность знакомить людей со Словом Божиим не только в храмах, нужны активные действия со стороны священнослужителей. И они ведутся.
С 1990 года действует Вологодское православное духовное училище. Сейчас в нем три отделения: ставленников - здесь обучаются будущие священнослужители, кандидаты на поставление в священный сан, регентов - отделение готовит руководителей и сотрудников церковных хоров и катехизаторов. В 1997 году духовному училищу передана часть помещений здания, которое прежде принадлежало духовному училищу. Появилась возможность дать место для занятий православным молодежному и подростковому центрам, здесь же работает епархиальная комиссия по взаимодействию с учреждениями службы исполнения наказания.
При активной помощи преподавателей и учащихся ВПДУ, а также отдела катехизации и религиозного образования епархиального управления, в тесном взаимодействии с департаментом образования области ежегодно с 1996 года проводятся Димитриевские образовательные чтения. В последние годы их организации и проведении активно участвуют общественный совет «Согласие», духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». В год 200-летия святителя Иннокентия состоялись посвященные его памяти Кирилло-Мефодиевские чтения. В этих представительных собраниях участвуют ученые и священнослужители, преподаватели вузов и средних школ, воспитатели детских садов.
В епархии больше 30 воскресных школ, в которых проходят обучение более 1000 детей. С православной моралью и культурой детей знакомят и на факультативах, которые ведутся во многих школах. Более 300 школ ввели в курс обучения программу "Истоки", составленную профессором Вологодского педагогического университета А. В. Камкиным. В ней ребятам преподаются основы русского национального сознания, краеугольным камнем которого является Православие.
С 1989 года выпускается епархиальная газета «Благовестник». В Череповце выходят газеты воскресных школ - «Колокольчик» (Воскресенское архиерейское подворье) и «Радуга» (храм Рождества Христова).
Священнослужители епархии не оставляют своим попечительством больницы, места заключения, дома-интернаты для сирот и инвалидов. Во многих из них оборудованы молитвенные комнаты, регулярно совершаются богослужения. Вологодской епархией заключены соглашения о совместной деятельности с департаментом образования и управлением здравоохранения области. Особо следует отметить окормление колонии для особо опасных рецидивистов, которая находится на острове Красном, где был в прошлом Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь же содержатся приговоренные к пожизненному заключению. В колонии оборудована молитвенная комната, в ней регулярно бывает местный приходской священник. Несколько раз посещал колонию и владыка Максимилиан.
В 1992 году в связи с празднованием 600-летия преставления преподобного Димитрия Прилуцкого епархию удостоил своим посещением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной церкви побывал на родине святителя Игнатия Брянчанинова, в Кириллове, в Спасо-Прилуцком монастыре.
В 1997 году епархия отметила другую юбилейную дату - 600-летие основания Кирилло-Белозерского монастыря, который на протяжении столетий был центром духовной, хозяйственной и культурной жизни Белозерского края. Тот же год был знаменательным и для Корнилие-Комельского монастыря, которому исполнилось 500 лет. В 1998 году было отпраздновано 600-летие со дня основания Ферапонтова монастыря, основанного другом преподобного Кирилла преподобным Ферапонтом. В Рождество-Богородицком соборе этой обители сохранились замечательные фрески великого иконописца XVI века. Дионисия. Церковными и общественными торжественными мероприятиями было отмечено в Великом Устюге 700-летие преставления праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца.
Но главное в жизни Вологодской епархии - не юбилеи. Главное - храмы, которые не только реставрируются, но и строятся. За последние десять лет на Вологодчине появились каменная церковь Рождества Христова в Череповце, построенная на средства АО «Северсталь», деревянные храмы - Вознесения Господня в Соколе, Илии Пророка в Вожеге, Архистратига Божия Михаила в Вохтоге и Богоявленский в Кадуе, преподобного Вассиана Тиксненского в поселке Юбилейном Тотемского района (этот храм построен на средства и силами газовиков). Строится храм в новом районе Вологды - Льнокомбинате, где прежде никогда не было церкви. Летом 2006 года начались регулярные богослужения в одном из древнейших храмов Вологды - Иоанно-Предтеческом в Рощенье. Православные череповчане, объединившись в общественную организацию «Созидание», собирают средства на строительство еще одного храма в Череповце: двух действующих церквей на город, где живет более 300 тысяч человек, явно недостаточно. Возрождается традиция крестных ходов. Вновь, как и прежде, шествуют православные в престольные праздники с хоругвями и иконами вокруг Кирилло-Белозерского и Спасо-Прилуцкого монастырей; ежегодно в день празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским из всех храмов города идут крестные ходы к древнему Софийскому собору; день обыденного воздвижения храма Всемилостивого Спаса также стал днем общегородского крестного хода к месту, где стоял собор. Возобновляются паломнические поездки по святым местам Вологодчины. Народ восстанавливает благочестивые обычаи и в Тотьме, и в Великом Устюге - во многих местах Вологодчины.
Россия рождает в себе желание стать Святой Русью, оплотом Православия. И на освященных молитвами Вологодских землях это народное желание крепнет год от года.