Сын матроса с «Авроры»
Герой Великой Отечественной войны, бесстрашный летчик-истребитель Александр Федорович Клубов прожил короткую, но яркую жизнь. Его ратные подвиги — пример беззаветного служения Отечеству.
В ноябре 1949 года в бывшем районном центре — селе Кубенском по проекту известного скульптора Н. М. Штамма и архитектора В. М. Новака установим бронзовый бюст героя. Сюда приходят пионеры, комсомольцы, сельская молодежь, чтобы возложить у памятника венки и букеты живых цветов. Они дают торжественное обещание всегда быть такими, каким был их земляк, дважды Герой Советского Союза, .Александр Клубов.
Родился Александр Федорович 18 января 1918 года в бедной крестьянской семье, в деревне Еруново. Отец его, Клубов Федор Михайлович, служил матросом на легендарном крейсере «Аврора», был участником штурма Зимнего. В годы гражданской войны сражался на Пулковских высотах под Петроградом, затем на Севере с иностранными интервентами и белогвардейцами. Возвратившись домой, Федор Михайлович стал организатором Советской власти в своей местности. В 1921 году кулаки убили его.
Детство мальчика было трудным, но, благодаря заботам государства, он окончил начальную школу, а затем школу совхозного ученичества. Весной 1934 года шестнадцатилетний Клубов уехал в Ленинград. Окончив школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Большевик», он сперва работал токарем в инструментальном цехе, затем на Ленинградском карбюраторном заводе, где освоил профессию настройщика станков-автоматов. Здесь вступил в комсомол, начал заниматься в аэроклубе, парашютном и планерном кружках.
В январе 1939 года Александр Клубов добровольно иступил в Советскую Армию и вскоре был зачислен курсантом военно-авиационного училища. На выпускных экзаменах он показал блестящие знания летного дела. В его характеристике отмечались высокие качества пилота: «Дисциплинирован на земле и в воздухе. Н полетах вынослив, материальную часть знает хорошо и грамотно эксплуатирует ее...»
Великая Отечественная война застала Клубова в Закавказье. Здесь произошло его боевое крещение. 28 июля 1941 года шестерка советских истребителей, среди которых был самолет Клубова, прикрывая с воздуха автомобильную дорогу, неожиданно встретилась с группой немецких бомбардировщиков. Завязался тяжелый воздушный бой, в котором Клубов уничтожил два самолета противника.
В напряженных боях на Моздокском направлении А. Клубов сбил три вражеских самолета, уничтожил двенадцать немецких танков, двадцать семь автомашин, 180 вражеских солдат и офицеров. За проявленные отвагу и мужество в октябре 1942 года он был награжден орденом Красного Знамени и повышен в воинском звании.
С августа 1942 года по май 1943 года А. Клубов произвел 242 боевых вылета. За успешные боевые действия получил вторую боевую награду — орден Отечественной войны I степени и был принят в члены Коммунистической партии.
В мае 1943 года А. Клубова перевели в эскадрилью Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. С первых дней между двумя боевыми летчиками завязалась большая дружба.
Нередко они вместе летали на выполнение боевых заданий, вместе уничтожали врага. Так, в районе реки Миус они успешно провели воздушный бой против 40 немецких бомбардировщиков и 12 истребителей. Четверка наших асов во главе с Клубовым, прикрывая ударную группу Покрышкина, сбила трех фашистских стервятников и обеспечила свободу действий в сражении с «юнкерсами».
За три месяца пребывания в гвардейском авиационном полку, которым командовал А. И. Покрышикин, А. Клубов совершил 68 боевых вылетов и лично сбил десять самолетов противника. На его груди прибавилось еще две награды — орден Красного Знамени и орден Александра Невского.
13 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Федоровичу Клубову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В последующих сражениях, летом 1944 года, у А. Клубова с новой силой раскрылся талант мастера воздушных атак. В это время он уже командовал эскадрильей. В воздушных боях над Яссами А. Клубов добился непревзойденного успеха: в течение пяти дней лично уничтожил девять и подбил три фашистских самолета.
В сражениях над Вислой А. Клубов снова вел бои вместе со своим учителем, уже трижды Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным. В теплых, сердечных словах о Клубове А. И. Покрышкин не раз отмечал, что этот способный военный летчик обладал высокими качествами советского человека, члена Коммунистической партии. «Смел, но не бесшабашен. При всем своем хладнокровии он умеет рискнуть больше обычного»,—говорил о нем командир.
Всего А. Ф. Клубов успешно провел 457 боевых налетов и сбил 32 вражеских самолета, уничтожил много фашистских танков, бронемашин, артиллерийских и зенитных орудий, пулеметных точек, минометов, различной военной техники и живой силы противника. Таков его ратный подвиг, внесенный в общее дело победы советского народа над немецко-фашисткими захватчиками.
Александр Федорович Клубов не дожил до победы. Он трагически погиб 1 ноября 1944 года на одном из прифронтовых аэродромов при облете новой машины. Останки героя похоронены на холме Славы во Львове,— городе, в освобождении которого он принимал участие.
Свято чтут память Клубова его земляки-вологжане. Они назвали его именем совхоз в Вологодском районе; есть теплоход «Александр Клубов»; имя его присвоено пионерским дружинам Кубенской средней и Вотчинской восьмилетней школ. На Ленинградском карбюраторном заводе, где работал Клубов до армии, организован «Участок высокой культуры труда имени Клубова», в парткоме завода хранится грамота о награждении его второй Золотой Звездой (27 июня 1945 года — посмертно). Александр Клубов навечно зачислен в списки рабочих карбюраторного завода.
Идут годы, но в памяти народной навсегда останется образ смелого, мужественного сына земли вологодской.