Улицы города.
А Б В Г Ж З И К Л М Н О П Р С У Х Ч Щ Ю Я
УЛИЦА МИРАОт железнодорожного виадука, перекинутого через стальные пути, тянется на север главная улица нашего города — улица Мира. Она возникла еще в середине Древняя улочка, застраиваясь, потянулась на юг, вдоль берега Золотухи и стала называться Золотушной. В 1676 году там, где Золотуха была соединена «копанью» с речкой Шограш, построена церковь Николы на Глинке, что в Рассыльничьей слободе. Впоследствии от этой церкви взяла начало Глинковская улица, которая уходила дальше к югу, где территория еще пустовала. Вокруг стоял девственный лес. Время меняло, конечно, облик улиц, но они по-прежнему оставались труднопроезжими, узкими, провинциальными. Строения не раз уничтожали опустошительные пожары. На месте пепелищ вновь и вновь возникали рубленые деревянные дома, около которых тянулись глухие заборы и дощатые мостки. В зимнюю пору вдоль Золотухи торговали сеном и дровами. Поэтому Золотушную улицу в народе именовали еще Сенной набережной. В базарные дни здесь обычно стояли сотни крестьянских подвод. После установления Советской власти Золотушная и Глинковская улицы были объединены в одну, которой дали созвучное времени имя. Она стала называться набережной Свободы. Древняя улица была очевидцем многих событий. В мрачную пору царизма по ней уныло брели, звеня кандалами, колонны политических ссыльных. Выглядывая в окна, обыватели с чувством вздыхали: Клубилась над дорогой пыль. Как стон из-под земли, слышался кандальный звон. Куда вели «несчастненьких»—знали все. Почти в центре города, у Винтеровского моста находилась пересыльная тюрьма. 10 апреля 1905 года в Вологде состоялась первая политическая демонстрация. Собравшись на Гостинодворской площади, рабочие Транспортных мастерских, ремесленники, политссыльные направились к вокзалу. В свежем весеннем воздухе гневно звучала «Марсельеза». Над многолюдной толпой реял красный флаг. В начале марта 1917 года, когда стало известно о свержении царского правительства, в Вологду прибыло более двух тысяч пролетариев Сухонского промышленного узла для встречи и установления контакта с вологодскими рабочими-железнодорожниками. Построившись в колонну, они двинулись по Глинковской улице к центру города. Это было внушительное шествие. Впереди шли вооруженные дружинники. В годы гражданской войны по набережной Свободы с песнями шагали красноармейцы, отправлявшиеся на Северный и другие фронты. С грохотом тащились двуколки, нагруженные боеприпасами, военным снаряжением и обмундированием. Вскоре после окончания гражданской войны началось переустройство улицы. В 1922 году в самом начале ее, на берегу реки Вологды, где когда-то стояла церковь Вознесения, была построена первая в городе государственная электростанция. Пусть невелика была ее мощность — всего 250 киловатт. Но от нее, как от факела, вспыхнули и засветились огни новой жизни. В послевоенный период набережную Свободы переименовали в улицу Мира. Вбирая в себя новые черты, она на наших глазах меняла свой облик. Теперь это широкая асфальтированная магистраль. Берега речки Золотухи, обсаженные деревьями, зазеленели густо и нарядно. Построены широкие железобетонные мосты, связавшие улицы Октябрьскую и Герцена, Клары Цеткин и Урицкого, Маяковского и Лермонтова. История улицы Мира раскрывает не только ее облик, но и глубокие перемены в жизни людей. Раньше на ней было сосредоточено много торговых и питейных заведений, принадлежавших купцам, промышленникам, состоятельным торговцам. А сейчас... Давайте совершим прогулку по этой магистрали города. Свой путь начнем от каменного здания, которое еще недавно занимала городская электростанция. В связи с пуском теплоэлектроцентрали на льнокомбинате надобность в ней отпала. Теперь здесь спортивный зал общества «Труд». В бывшем здании коммунальной гостиницы находятся трест «Оргтехстрой», объединение «Вологда-стройматериалы», управление «Медтехника» и другие областные организации. Дальше, уступая место площади Свободы, улица прерывается. В этой части города расположено много специализированных магазинов — «Ленинградский», «Детский мир», «Ювелирный» и другие. Тут же находится несколько кафе и предприятий бытового обслуживания. На углу при пересечении ул. Клары Цеткин — новое пятиэтажное здание, облицованное цветной керамической плиткой. В нем разместилось областное управление внутренних дел. По соседству с ним обращает на себя внимание огромный корпус, предоставленный проектным организациям. Здесь находятся институт «Гипролестранс» (вологодский филиал), проектно-конструкторское объединение «Вологда-леспром», управление «Оргбумпром», «Информцентр» (межотраслевой территориальный центр научно-технической информации и пропаганды). Перед зданием разбит небольшой, но уютный сквер, здесь установлен бронзовый бюст прославленного авиаконструктора, нашего выдающегося земляка С. В. Ильюшина. Прямо, за сквером, поднялся высотный дом. В нем разместились областная контора Стройбанка и дирекция строящихся северных газопроводов. Не всем читателям, очевидно, известно, что по территории нашей области проходит газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок). Пробиваясь сквозь тайгу и болота, вгрызаясь в мерзлую землю, строители в исключительно короткий срок протянули стальную трассу длиной 1380 километров. В 1971 году природный газ из далекого Вуктыла пришел и в Вологду. В настоящее время в городе газифицировано около двадцати тысяч квартир. Дешевое топливо используется не только для бытовых, но и производственных нужд. Дальше по пути к железнодорожному вокзалу вы еще увидите деревянные дома прошлого столетия. Но с каждым годом их становится меньше. Они уступают место новостройкам. Вот огромное четырехэтажное здание восьмой средней школы. Недалеко от него, за железобетонным мостом, там, где автобусы делают поворот на улицу Менжинского, почти на полквартала раскинулось пятиэтажное здание гостиницы «Вологда». В этом здании, специально построенном для гостей нашего города, около двухсот номеров. В нижнем этаже размещены ресторан и службы быта. Улицу Мира замыкает высотный жилой дом с выносным стеклянным витражом, в котором разместился продовольственный магазин, а на противоположной стороне — реконструированное здание Вологодского отделения Северной железной дороги. Выходя своими фасадами на привокзальную площадь, они как бы открывают «ворота» в город. Следует сказать, что застройка улицы Мира связана с рядом трудностей. Протекающая с одной стороны речка Золотуха, с другой — капитальные здания восьмой средней школы и железнодорожной бани ставили перед проектировщиками сложные задачи. Расширить улицу было трудно. Все это сдерживало строительство. По новому генеральному плану города улица Мира превратится в центральную магистраль. От угла улицы Октябрьской до железнодорожного вокзала, на месте старых домов, протянутся жилые кварталы, в которых встанут высотные здания с выносными витражами под магазины» кафе, столовые и другие объекты культурно-бытового назначения. Проектные решения претворяются в жизнь. Рядом со зданием «Стройбанка» поднялся девятиэтажный многоквартирный жилой дом для рабочих ГПЗ-23. Первый этаж его полностью отведен под книжный магазин. Это — великолепный Дворец книги, в котором можно приобрести литературу по всем отраслям знаний. Внутри квартала улиц Мира, Клары Цеткин, Батюшкова и проспекта Победы построен городской крытый рынок с торговыми залами, лабораторией и другими службами. Для сезонной торговли оборудованы специальные навесы с передвижными прилавками. В сквере по берегу Золотухи 8 мая 1975 года, в канун 30-летия Победы, открыт памятник Славы — воздвигнутый на постамент танк «Т-34». К его стальной броне прикреплена мраморная доска с надписью: «В честь боевого и трудового подвига вологжан в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» От улицы Мира берут начало расположенные перпендикулярно к ней на запад проспект Победы, улицы Маяковского, Клары Цеткин, Октябрьская, Кирова, Чехова, III Интернационала. | ||
<<< Назад | В начало | Далее >>> |