Насон - История города Вологды - Улицы

Улицы города.


А Б В Г Ж З И К Л М Н О П Р С У Х Ч Щ Ю Я

УЛИЦА МАЯКОВСКОГО

Улица, носящая ныне имя выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930), образована из Малоархангельской, Музейной и Покровской улиц. Покровская улица тянулась от Рыбнорядского моста, построенного через реку Золотуху, к Кремлю.

В давние времена, когда в Вологде существовал еще «детинец», по тому месту проходила средневековая улочка, называвшаяся Числихой. По описанию летописцев, она была настолько узка, что из окон домов хозяйки передавали друг другу на ухватах горшки и кринки.

На углу, где берет начало улица Мира, стоит двухэтажное здание, в котором до революции размещалось духовное училище, а ныне школа рабочей молодежи № 1. Справа возвышается водонапорная башня, построенная в 1899 году. Кстати, у этого сооружения довольно любопытная история.

Водоснабжение города, как отмечал автор книги «Вологда прежде и теперь» С. А. Непеин, изданной в 1906 году, было издавна «больным вопросом и озабочивало как местное врачебное отделение, так и городскую управу». Река Вологда, в которую спускались нечистоты, имела все «качества дурной воды». В городе, особенно в летнюю пору, часто вспыхивали эпидемии. В целях предупреждения желудочно-кишечных заболеваний доктор Орнатский выдвинул вопрос о строительстве артезианского колодца.
«Водопровод при худой речной воде и за неимением под рукой другой лучшей,— писал он,— является мерой, как нельзя более желательной. Но тут надо иметь в виду громадные денежные затраты, на которые город, при своей бедности, едва ли сможет сделать какие-либо изыскания».

Сооружение водопровода в то время казалось неразрешимой проблемой. Тот же Орнатский считал это «несбыточной мечтой».

Бедственное положение с питьевой водой все-таки вынудило градоправителей заняться «водопроводными делами». Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях городской думы. Отцам города потребовалось более трех лет на то, чтобы изыскать средства на составление проекта. Потом начались «хлопоты» по выпуску «облигационного займа», выбору подрядчика и т. д.

В конце концов было принято решение отдать постройку водопровода фирме «Общества механических заводов бр. Бромлей». Как констатирует С. А. Непеин, строительство продвигалось медленно. Мешали разного рода помехи. То не могли отыскать нужных труб, то задерживалась доставка «машинных деталей», то при закладке фундамента оказался плывучий грунт.

В 1899 году строительство основных объектов было завершено. Оно обошлось в 162.553 руб. 07 копеек. По тому времени — сумма немалая. Подача воды вначале производилась только в одну колонку около Мяснорядского моста. Потом, по мере прокладки уличных труб, прибавилось еще семь колонок. В сутки расходовалось до 28 тысяч ведер воды — в среднем примерно по ведру на человека.

Открытие водоразборных колонок, к которым жителям приходилось ходить за 200—1500 метров, считалось большим событием. Недаром в отчете городской думы указывалось, что «строители водопровода достойны вечной признательности горожан».

Всякий, кто проходит по улице Маяковского, обращает внимание на многооконное продолговатое трехэтажное здание с выступающими вперед крыльями и куполообразной надстройкой на крыше. В этом старинном здании, в котором до революции находились «присутственные места» — губернские учреждения, почти шестьдесят лет тому назад начал свою жизнь Вологодский государственный педагогический институт. Основанный в декабре 1918 года, продолжительное время он был единственным на огромной территории Северного края высшим учебным заведением, готовящим учителей для средней школы.

За годы Советской власти Вологодский пединститут, в котором первоначально обучалось менее двухсот человек, стал одним из крупных вузов. Это кузница педагогических кадров не только для Вологодской, но и многих других областей. Из его стен вышло около двадцати тысяч учителей разных специальностей.

Коллектив института вправе гордиться своими выпускниками. Более ста из них удостоены почетного звания заслуженного учителя школ РСФСР. В свое время здесь учились писатели и поэты А. Яшин, С. Викулов, В. Дементьев, А. Романов, В. Коротаев, В. Оботуров. Десятки питомцев вуза стали видными учеными.

Ныне в составе института пять факультетов: исторический, филологический, физико-математический, естественно-географический и иностранных языков. На дневном и заочном отделениях обучается около четырех тысяч студентов.

Многогранна, содержательна и интересна жизнь большого студенческого коллектива. К услугам будущих учителей хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории, богатая библиотека, просторные читальные залы, учебно-опытный участок. Студенты принимают участие в археологических раскопках, фольклорных экспедициях, совершают поездки по Советскому Союзу и в зарубежные страны. В летний период многие работают в пионерских лагерях и в строительных отрядах.

Вся система обучения студентов ставит целью подготовку не просто хорошего специалиста, но и активиста-общественника, человека с чувством гражданской ответственности. Тот, кто вышел из стен этого вуза и ныне работает на благодатной ниве народного просвещения, часто повторяет восторженные и признательные слова:
«Спасибо тебе, институт. Спасибо за все, что ты дал. Большое спасибо!».

На противоположной стороне улицы, согласно писцовым книгам, когда-то была площадь. В 1567—1568 годах по повелению Ивана Грозного на ней был построен деревянный дворец, сгоревший в начале XVII века.

Позднее на площади появилось каменное двухэтажное здание с полуподвальным помещением, в котором находилось Вологодское уездное училище (ныне ул. Маяковского, 3-а). С 1861 по 1866 год в нем учился выдающийся рабочий-революционер Виктор Павлович Обнорский. Об этом напоминает мемориальная доска.

На углу Кремлевской площади стоит двухэтажное здание, в котором ныне областная контора Госбанка. Дата его постройки — начало XIX века. Напротив — церковь Александра Невского. Участок, занятый церковью и выставочным павильоном, назывался «известковой горой».

Перед вами открывается ансамбль Вологодского кремля. На фоне крепостных стен отчетливо выделяются три архитектурных памятника — величественный и строгий Софийский собор (XVI в.), колокольня с золоченым куполом (XVII в.) и рядом с ними, на северо-восточном углу ограды, Воскресенский собор (XVIII в.). Три разных века и три разных стиля. Впрочем, тут примешался и XIX век. Колокольня вначале была не такой, как ныне. Она представляла собой скромный восьмерик со «звоном» и шатром. В XIX веке архиерею показалось, что звонница главного собора города низка. В 1870 году архитектор Шильдкнехт перестроил ее в ложно-готическом стиле. Шатер был снят, а  восьмерик удлинен более чем на тридцать метров. Все сооружение увенчали большим луковицеобразным куполом.

К наиболее монументальным памятникам Вологды относится Софийский собор, построенный в 1568—1571 годах по повелению Ивана Грозного. Он имеет форму почти правильного куба. Алтарь выдается тремя полукружиями. Массивные белые стены, почти без декора, с двумя ярусами щелевидных окон и высокими перспективными порталами завершаются закомарами. Над кровлей пять куполов. Венчая храм, они создают впечатление стройной и фантастической сказки.

Стены, своды и столбы собора расписаны талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с 30-ю со товарищи». Роспись, выполненная не очень яркими красками, с преобладанием гаммы зеленых, голубых и золотистых тонов, гармонирует с неброской природой севера.

Фрески Софийского собора, имеющие большую художественно-историческую ценность, недавно реставрированы. Теперь они приобрели свой первозданный вид и открыты для всеобщего обозрения.

В семидесятых годах XVII столетия были сооружены крепостные стены, расположенные квадратом с башнями по углам. До наших дней сохранились три башни, а на месте четвертой в 1772—1776 годах воздвигнут Воскресенский собор, в котором ныне помещается областная картинная галерея.

Внутри крепостных стен располагались здания архиерейского подворья. Направо от въездных ворот стоит первое каменное двухэтажное здание, построенное в 1659 году и впоследствии получившее название Экономского корпуса. От архитектуры этого сооружения веет седой стариной.

Против казенного приказа расположено красивое, похожее на дворец, трехэтажное   здание. Архитектура его выделяется пышным и изысканным наружным убранством, выдержанным в смешанном стиле елизаветинского и московского барокко. На фризе главного фасада, обращенного внутрь двора, указана дата постройки: 1764—1769 годы. Стены дома окрашены под кирпичную кладку. На красном фоне рельефно выделяются белые наличники и пилястры. Палаты внутри тоже отделаны нарядно. До наших дней сохранились лепные потолки, кафельные печи с живописными изображениями жанровых сцен.

На территории кремля находится ряд других корпусов и церквей XVII—XVIII веков, объединенных между собой, по древней традиции, переходами по стенам и галереям. Весь этот ансамбль свидетельствует о высоком мастерстве зодчих, каменщиков, плотников, изографов.

В зданиях бывшего архиепископского двора в 1923 году разместился областной краеведческой музей. За годы своего существования он стал одним из крупных в РСФСР. Всякий, кто приезжает в наш город, считает своим долгом побывать в этом богатейшем древнехранилище и замечательном очаге культуры, в котором хранится более 200 тысяч экспонатов. Лучшие из них представлены в экспозициях отделов: истории советского общества, истории дореволюционного прошлого, природы, древнерусской живописи и народно-прикладного искусства.

Ведущим и самым представительным в музее является отдел истории советского общества, размещенный в одиннадцати залах. В экспозиции представлено более пяти тысяч экспонатов — вещественных реликвий, документов, фотографий, предметов изобразительного и прикладного искусства. Со стендов и витрин сама История смотрит нам в лицо.

Вот подлинный телеграфный аппарат «ЮЗА», на котором принято первое известие о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Тут же экспонируется Красное знамя первой Вологодской коммунистической роты.

Документы рассказывают о первых шагах Советской власти в нашем крае, о передаче земли крестьянам, национализации промышленных предприятий и транспорта, о становлении большевистских организаций, о борьбе вологжан против интервентов и белогвардейцев в годы гражданской войны.

По экспонатам можно проследить, как наш, в прошлом глухой и отсталый край, стал индустриально-колхозным краем. На фотографиях запечатлено строительство в Вологде первой государственной электростанции, сооружение Октябрьского моста, прибытие в колхоз первого трактора и т. д.

Большой интерес представляют залы, в которых рассказывается о трудовых и ратных подвигах вологжан в годы Великой Отечественной войны, о их вкладе в общенародное дело разгрома врага.

В последующих разделах размещена экспозиция о послевоенном развитии края. О многом говорят первый слиток чугуна, выплавленный на Череповецком металлургическом заводе, красный вымпел, водруженный над Волго-Балтом в день его пуска, первый подшипник, сделанный на ГПЗ-23.

Все это события недавнего прошлого. Но ведь завтра они тоже будут историей. Вот почему каждый такой экспонат представляет большую ценность.

Что касается седой старины, то она не забыта. В отделе истории досоветского периода представлено свыше трех тысяч экспонатов. Через всю экспозицию проходит тема классовой борьбы. Широко доказана деятельность революционеров-большевиков в нашем крае.

Большой интерес у посетителей вызывают отделы природы, древнерусской живописи и прикладного искусства. Экспозиции, созданные на научной основе, оформлены любовно, в соответствии со строгими требованиями музейного дела.

Побываем в областной картинной галерее. Она открыта в 1954 году. Основную часть собрания художественных ценностей образовали произведения живописи, скульптуры и графики, переданные из областного краеведческого музея.

В фондах галереи свыше трех тысяч работ. Посетители могут ознакомиться с некоторыми картинами и этюдами таких мастеров русской живописи, как И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин, А. К. Саврасов, М. А. Врубель, И. И. Бродский, В. А. Серов.

В отделе советского искусства экспонируются произведения   многих   известных   художников страны, в которых отражены трудовые подвиги и воинская доблесть советских людей. Особое внимание обращают на себя картины «Зоя Космодемьянская перед уходом на фронт» И. А. Гринюка, «Вологодские кружевницы» Н. И. Крюкова, а также блестящие по мастерству офорты П. П. Белоусова.

В отделе «Художники русского Севера» экспонируются картины и этюды Ф. М.   Вахрушова, А.А.Борисова, A. Н. Кюринской, Н. М. Кирякина, В. В. Тимофеева, поэтически передающие природу нашего края и показывающие жизнь вологжан.

Галерея постоянно пополняется, живет активной художественной жизнью. Здесь часто устраиваются выставки работ советских художников, проводятся массовые экскурсии, читаются лекции по вопросам изобразительного искусства. В экспозиции широко представлено творчество вологодских художников и графиков Г. и Н. Бурмагиных,
B. Корбакова, Д. Тутунджан, В. Сергеева, А. Наговицына и других.

Улица Маяковского известна не только своей стариной и памятниками архитектуры. В кварталах от улицы Воровского до улицы Мохова она принимает современные архитектурные очертания. На месте деревянных домов и огородов вырос большой микрорайон для рабочих завода «Мясомолмаш» и станкозавода, застроенный многоэтажными благоустроенными домами.

За линией железной дороги, там, где раньше простиралось болото с мелколесьем, построены фабрика игрушек, литейно-механический завод, станция обслуживания легковых автомобилей.

<<< Назад В начало Далее >>>