Улицы города.


А Б В Г Ж З И К Л М Н О П Р С У Х Ч Щ Ю Я

УЛИЦА КЛУБОВА

В июле 1975 года Верхневологодское шоссе, ведущее по направлению к поселку Молочное, было переименовано в улицу имени Александра Клубова.

Кто не знает о подвигах этого воздушного аса? В семье советских крылатых богатырей он по праву занимал ведущее место. Недаром же трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин, беседуя уже после войны с молодыми пилотами, сказал:
«Вы просите назвать самого храброго воздушного бойца? Ну, что ж, назову. Мой боевой друг Александр Клубов. Парень из Кубеноозерья. Есть такое село под Вологдой. Сын моряка-авроровца. Крылатый богатырь. В нем жила настоящая душа истребителя. Он всегда искал боя...»

Трудно что-либо добавить к этой блестящей аттестации. Стремителен и крут был взлет Александра Клубова к славе. Во время войны он успешно провел 457 боевых вылетов и лично сбил 31 самолет противника. Родина по достоинству увенчала подвиги пилота двумя Золотыми Звездами, орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени и Александра Невского.

А. Ф. Клубов родился 18 января 1918 года в небольшой деревушке Еруново, Кубено-Озерского района. Отец его, крестьянин-бедняк, служил на крейсере «Аврора», боролся за установление Советской власти в своей волости. Погиб от рук кулаков.

По окончании семилетки Саша Клубов уехал в Ленинград и здесь поступил в школу фабрично-заводского обучения. А потом стал работать на заводе «Большевик».

В Ленинграде у молодого рабочего зародилась мечта стать летчиком. Все свободное время он проводил в аэроклубе.

В 1939 году Александр Клубов пошел добровольцем в армию. Вскоре командование направило его в военно-авиационное училище.

Знания, полученные в аэроклубе, помогли юноше быстро войти в курс армейской жизни, освоить боевые самолеты, стать летчиком-истребителем. На выпускных экзаменах большинство предметов он сдал на «отлично».

По окончании училища Клубова направили в одну из авиационных частей, расположенную в Закавказье. Там и застигла его война.

Молодому пилоту навсегда запомнился первый бой. Было это 28 июля 1941 года.

По сигналу с командного пункта шестерка советских истребителей поднялась в воздух. Вот они, набрав высоту, парами вышли на патрулирование важной автомобильной дороги. Неожиданно из-за облаков показалось восемь немецких бомбардировщиков. Командир группы, оценив обстановку, скомандовал:
— В атаку!

Завязался тяжелый воздушный бой. Клубов нажал гашетку пулемета. Передний вражеский самолет вздрогнул и, надломившись, рухнул. Потеряв ведомого, «Юнкерсы» заметались. Они спешно освобождались от бомбового груза и рассчитывали, видимо, налегке удрать. Но не тут-то было. Сделав разворот, Клубов на предельной скорости снова бросился в атаку:
— Все равно не уйдешь!..

Длинная очередь. Фашистский летчик, нажав на педаль, закружился в штопоре. Клубов за ним. Преследуемый советскими истребителями, «Юнкере» на полной скорости врезался в каменную скалу.

Первый успех окрылил молодого летчика. Вскоре на его счету появилось еще несколько сбитых вражеских самолетов. За мужество и отвагу Александр Клубов был награжден орденом Красного Знамени, а затем — орденом Отечественной войны первой степени.

В мае 1943 года Клубова направили в эскадрилью Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Между двумя боевыми летчиками завязалась крепкая дружба. Нередко они вместе вылетали на выполнение боевых заданий, вместе отрабатывали «формулу» воздушного боя, вместе бросались в атаку.

Перенимая опыт своего учителя, Клубов выработал определенную манеру драться и в совершенстве овладел искусством маневра. За три месяца он участвовал в 28 воздушных боях и лично сбил десять самолетов противника. На груди пилота прибавились еще две награды — орден Красного Знамени и орден Александра Невского. А 14 апреля 19}44 года в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении А. Ф. Клубову звания Героя Советского Союза.

В последующих сражениях советский «ас» приумножил свой боевой счет. Прикрывая с воздуха наземные войска, он громил врага на Кавказе и Кубани, на Украине и в Крыму, в Молдавии и Румынии.

Особенно тяжелые бои пришлось провести Александру Клубову и его товарищам летом 1944 года под Яссами. Только за пять дней в этом районе он уничтожил девять и подбил три вражеских самолета. Недаром его стали называть «героем ясского неба».

Клубову не довелось дожить до конца войны. Он погиб 1 ноября 1944 года на одном из прифронтовых аэродромов во время облета учебной машины. Так нелепо оборвалась героическая, полная горения и страсти, жизнь.

Останки пилота похоронены на холме Славы во Львове, который он освобождал. Спустя некоторое время гвардии капитан Клубов был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Подвиг героя-летчика явился достойным вкладом в нашу Победу. Незадолго до гибели своего друга Александр Покрышкин, обращаясь к Клубову, говорил:
— Не зря, Сашок, прожили мы эти годы! Великое счастье добыто народу!

Советские люди помнят об этом. Вот и в Вологде появилась новая улица, которая отныне носит имя прославленного воздушного аса.

<<< Назад В начало Далее >>>