Внутриепархиальное управление
К XVII веху оформились основы внутриепархиального управления. В церковную жизнь были перенесены образцы тогдашнего государственного устройства. При правящих архиереях создавались Судный и Казенный приказы: первый ведал судом над духовными лицами (а по некоторым вопросам и над светскими), второй — денежными доходами, кадровыми вопросами, скреплял печатью архиерейские указы и т. п. Большую роль в управлении играли дьяки — светские чины, возглавлявшие эти приказы. Ближайшими помощниками архиерея были также домовой казначей, настоятель и ключарь кафедрального собора, “дети боярские”.
Представителями архиерейской власти на местах были выбранные духовенством и утвержденные архиереем “десятские попы” и “заказчики”. Они следили за поведением местного духовенства, наблюдали за расколом, правильным оформлением браков, содержанием храмов в должном порядке и т. д. В городах настоятели соборных храмов возводились в сан протопопа (протоиерея), и им поручалось контролировать все городское и окологородное духовенство.
Время от времени для контроля за деятельностью местных администраторов (заказчиков) архиерей посылал своих домовых людей: судью, казначея, дьяков или настоятелей крупных монастырей. Сами архиереи поездок по епархии тогда не совершали.
В 1720—30-е годы XVIII века при архиереях вместо приказов стали создаваться консистории. В состав консисторского “присутствия” входили настоятели 2—3 крупнейших монастырей и представители приходского духовенства. Первоприсутствующим членом был сам правящий архиерей.
Аппарат консистории возглавлял секретарь — светское лицо, прошедшее, как правило, длительную службу в церковно-бюрократических органах и назначенное не епископом, а обер-прокурором Синода. Бывало так, что при часто меняющихся архиереях секретари забирали в свои руки значительную власть. В епархиях вообще складывалась обстановка своего рода двоевластия: аппарат духовных консисторий во главе с секретарями подчинялся канцелярии обер-прокурора Синода, епископы же — Синоду. Оно позволяло государству осуществлять более строгий контроль за Церковью, Переживавшей период своего огосударствления.
В XIX веке церковное управление везде строилось по единому образцу. Во главе епархии стоял архиерей (епископ, архиепископ), наделенный по церковному и государственно-административному праву весьма широкими полномочиями. Аппарат его по-прежнему именовался консисторией. На местах — вместо бывших ранее “десятских попов” и “заказчиков” — действовали отцы благочинные, т. е старшие священники особых церковных округов — благочиний. Они осуществляли надзор за приходской жизнью и духовенством 10—20 приходов и самостоятельно решали некоторые текущие вопросы церковной жизни.
В конце столетия в связи с заметным усилением роли церкви в общественной жизни губерний рядом с архиереем существовали различные епархиальные попечительства, благочиннические советы, училищные советы и т. п. Периодически собирались съезды депутатов от духовенства и др.
В начале XX века повсеместно стали обсуждаться вопросы преобразования епархиального управления, возвращения его к демократическим традициям древнего времени. Одновременно Церковь искала путь к восстановлению патриаршества. Начиналась полоса подготовки глубоких реформ церковного управления.