ВОЛОГДА В ИСТОРИИ РОССИИ
В середине XVI в. произошло событие, которое оказало весьма существенное влияние на дальнейший рост города. Этим событием было прибытие англичан в Белое море и установление с ними, а затем с голландцами торговых отношений.
Англичане искали морского пути в Индию через северные моря. Летом 1553 г. из Англии отправилась с этой целью экспедиция, возглавляемая Ричардом Ченслером. В нее входили три корабля. Два из них погибли, а третий, под командой капитана Стефана Борса, причалил в устье Северной Двины. Ченслер выхлопотал себе у русских властей разрешение ехать в Москву, представился там царю и положил начало торговым связям Англии с Московией. Ехал Ченслер и его спутники, конечно, через Вологду, о которой он упомянул в своем отчете. По мнению англичан, этот город мог стать наиболее подходящим пунктом для основания торгового дома или складов для хранения товаров. О значении Вологды говорит и тот факт, что вместе с Ченслером в обратный путь в Англию отправился вологодский купец Осип Непея.
Торговые отношения с Англией были для правительства Ивана Грозного очень желательными, и оно всячески им покровительствовало. Благодаря этому «англичане обжились на Русском Севере очень скоро и к началу XVII в. стали даже господствовать над всем торговым оборотом Северной Руси, держа в своих руках важнейшие рынки и возбуждая против себя живейшее неудовольствие конкурентов — голландских купцов и русских торговцев» .
С установлением торговли с Европой через Белое море Вологда сделалась своего рода «воротами в Поморье», а точнее — складочным местом для товаров, идущих за границу и из-за границы.
Ко времени начала торговых связей с заграницей относится и закладка Иваном Грозным значительной по тому времени крепости в Вологде. Постройка тянулась с 1565 г. по 1571 г., пока какая-то губительная эпидемия, быть может чума, не заставила царя бросить начатое дело, и крепость была закончена уже при преемниках Грозного.
Чем руководствовался Иван Грозный, строя обширную каменную крепость в Вологде, сказать трудно. Быть может, это было вызвано тем, что здесь скапливались большие богатства и царь хотел на всякий случай обезопасить этот, начавший играть большую роль в жизни государства, город. Существует также легенда, что Грозный намеревался перенести сюда из Москвы столицу, чтобы за новыми крепкими стенами укрыться ст боярских козней, мысль о которых, по-видимому, всегда преследовала его. По крайней мере, с учреждением опричнины город был причислен к опричным городам.
Обширные работы, связанные со строительством не только крепости, но и возводимого тогда же собора (Софийского) привлекли в Вологду массу пришлого населения. Тяжелые земляные работы выполняли пленные татары, которым, вероятно, приходилось трудиться в очень тяжелых условиях. Предание гласит, что местность вдоль канала («копанка»), соединявшего р. Шограш с р. Золотухой, называлась Татарскими горами, потому что здесь были массовые захоронения умерших татар. Специально для постройки каменных крепостных стен, башен и собора по указу царя были вызваны из разных городов «сведущие люди» — каменщики.
Следующим исторически важным для Вологды событием было покорение Сибирского царства, которое связано с известной в нашей истории фамилией Строгановых. Торговля с Сибирью упрочилась, и в Вологду пошел поток сибирских товаров, в числе которых было немало дорогих, в частности пушнины. Это подняло значение Вологды как торгового центра.
В начале XVII столетия — годы «смутного времени» — Вологда вновь стала объектом борьбы между различными силами. В переписке одного из сторонников Лжедмитрия с гетманом Сапегой есть такие слова: «...ныне на Вологде собрались все люди московские гости с великими товары и с казною, и государева казна тут на Вологде великая... ино всю царскую казну и товары разные люди разграбят — послати бы тебе к Вологде грозного пана, который бы умел унимати, чтобы царская казна и всякие товары за насмех не пропали». Вологодским воеводой был в 1608 г. Никита Пушкин. Он переметнулся на сторону Лжедмитрия, и в город вступил польский отряд. Началась военная оккупация со всеми ее отрицательными проявлениями. Это привело к народному восстанию, во время которого воевода и многие поляки были убиты. После восстания Вологда стала организующим центром на европейском Севере, около которого для борьбы с самозванцем сплотились северные города: Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск и др. Было создано большое ополчение, которое, собравшись у Вологды, разбило бродившие в Вологодском уезде отдельные отряды поляков и двинулось на выручку городам Галичу, Костроме и Ярославлю, занятым войсками Лжедмитрия. Освободив эти города, Вологда в 1612 г. выслала свои отряды в распоряжение князя Пожарского на выручку Москве. В самом городе остался немногочисленный гарнизон. Военное начальство не предполагало о возможности внезапного нападения на крепость, но 22 сентября 1612 г. ушедший на север бродячий отряд подошел незамеченным к городу и захватил его. Отряд грабил город три дня и 25 сентября ушел, оставив его совершенно разоренным. 18 декабря 1612 г. другой бродячий отряд под командованием пана Голеневского, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня вновь появился в окрестностях Вологды. Они разграбили и сожгли Прилуцкий монастырь, разорили много сел и деревень.
Кроме «литовского разоренья», Вологду в течение XVII в. постигали и другие бедствия: пожары (1632 и 1680), опустошавшие иногда весь город; эпидемии (моровая язва 1654 г. унесла более половины населения); голод(в 1661—1662, 1671 — 1673 гг.) и др. Однако, несмотря на все эти невзгоды, XVII в. был для Вологды временем процветания. Торговые связи Москвы с заграницей, проходившие через Вологду и Архангельск, стали устойчивыми и привлекли в Вологду на жительство представителей крупного торгового капитала. В писцовой книге 1627 г. упоминаются дворы московских купцов Юдиных, Семена Меньшого, Булгаковых, Коломнетина, «немецких гостей» — Девогелярда, Юрия Клинкина и др. К крупным местным купцам можно отнести Г. М. Фетиева. Большое участие в городской торговле по-прежнему принимали монастыри: Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Соловецкий. Подворья монастырей шли сплошной линией по правому берегу р. Вологды, начиная от устья р. Золотухи.
Возросшее богатство города нашло отражение во внешнем облике Вологды: во второй половине XVII в. здесь появилось немало каменных зданий. Первые из них были возведены иноземцами, стремившимися обезопасить себя от пожаров, которые являлись подлинным бедствием для деревянных русских городов. Вслед за иностранцами каменные дома, склады, амбары и погреба стали строить богатые монастыри. Появились они и на архиепископском дворе. Высокие каменные стены, возведенные вокруг подворья в 1671 —1675 гг., тоже были созданы для «бережения» от возможных городских пожаров. Немало было выстроено и каменных церквей: если в XVI в. единственной каменной церковью в Вологде был Софийский собор, то ко второму десятилетию XVII в. здесь было сооружено уже около 20 каменных храмов.
Вологда стала крупным административным центром. В городе помещались: «изба съезжая дьячья», «казенная изба», «изба таможенная», «губная изба», тюрьмы; проживал персонал различных канцелярий — дьячки, подьячие, писцы и др. Понимая значение Вологды, правительство назначало в качестве воевод большей частью представителей высшего слоя боярства (Сабуровых, Стрешневых, Милославских, Долгоруковых, Хованских, Прозоровских и др.). Нужно, правда, заметить, что воеводы, управлявшие городом, обычно занимали должность недолго, и потому прочно здесь не обосновывались. В отличие от них архиереи обладали здесь обширными владениями в разных местах. Из 10 архиереев, бывших в Вологде в XVII в., четверо (Варлаам, Маркел, Симон, Гавриил) управляли епархией в среднем по 20 лет. Неудивительно поэтому, что сегодня нам не известно даже местонахождение воеводского двора, в то время как многочисленные и массивные каменные сооружения, принадлежавшие вологодским владыкам, сохранились до наших дней и дают ясное представление о былом могуществе духовных сановников.