Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Беляев Павел Иванович (26. 06. 1925, с. Челищево Рослятинского с/с Бабушкинского р-на - 10. 01. 1970, Москва)

Летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, золотой медалью АН СССР им. К. Э. Циолковского, иностранными орденами и медалями. Герой Социалистического Труда Болгарии, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики. Почетный гражданин городов Вологды, Калуги, Перми.

Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 г. в с. Челищево Бабушкинского района Вологодской области в семье фельдшера. В 1932 г. Беляевы переехали жить в д. Миньково. В том же году Павел пошел в первый класс местной школы. Через шесть лет, в связи с переводом отца на другую работу, семья обосновалась в г. Каменск-Уральский. В 1942 г. после окончания средней школы Павел подал заявление с просьбой взять его на фронт. В военкомате отказали, сославшись на слишком юный возраст добровольца. Тогда он поступил на завод и стал овладевать специальностью токаря, затем работал приемщиком готовой продукции. Вскоре Павел повторно подает заявление о добровольном зачислении его в ряды Красной Армии, которое в мае 1943 г. было удовлетворено. В том же году он был направлен в Сарапульскую авиационную школу первоначальной подготовки, в которой будущие летчики знакомились с учебными самолетами ПО-2, УТ-2, совершали первые полеты. Летом 1944 г. Беляева как отличника боевой и политической подготовки откомандировали в Ейское училище для обучения профессии морского летчика. В музее Звездного городка хранится характеристика курсанта Беляева, написанная в период учебы в Ейском училище: «Летает хорошо. Летное дело любит. Проходимое задание усваивает легко. На земле и воздухе энергичен, инициативен. Работает над повышением квалификации».

В июне 1945 г. после успешного окончания летного училища в качестве летчика-истребителя П. И. Беляев получил назначение на Дальний Восток в морскую авиацию. Участвовал в войне с Японией. Первый боевой вылет Беляева был связан с сопровождением бомбардировщиков для поражения огневых точек противника. За участие в боевых действиях Павел Иванович награжден медалью «За победу над Японией».

В послевоенные годы проходил службу в Приморье в составе гвардейского истребительного авиационного полка военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Был летчиком, старшим летчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи по политчасти. Будущий космонавт формировался как военный летчик, зрело его профессиональное мастерство. За короткий период он в совершенстве освоил семь типов военных самолетов. Он умел делать машину послушной в самых сложных ситуациях. Однажды Беляев вел группу самолетов с острова на материк. Когда до пели осталось 200 километров, стал барахлить мотор — перестало поступать топливо в двигатель. Используя ручную подкачку топлива, что теоретически постоянно делать невозможно, он дотянул до аэродрома и успешно посадил самолет. Он вспоминает, что, когда вышел из машины, рука, державшая рычаг топливного насоса, от напряжения упала как плеть. Именно этот случай Павел Иванович вспомнил в критические минуты, когда на корабле «Восход-2» отказала автоматическая система управления и пришлось осуществлять посадку корабля вручную.

В 1956 г. П. И. Беляев был направлен на учебу в Военно-воздушную академию. Закончил ее успешно. В характеристике, выданной Беляеву в академии, говорилось: «Решительный, инициативный, скромный и дисциплинированный... Волевые качества развиты хорошо. Имеет хорошие командирские навыки. Характер спокойный». По окончании академии в 1959 г. командовал авиационной эскадрильей.

В 1960 г. направлен в отряд космонавтов. Проявил большую настойчивость в освоении космической техники, в совершенстве усвоил материальную часть корабля, овладел практическими навыками управления им. Всем, кто пришел в группу космонавтов в 1960 г., пришлось осваивать не только новое дело, но и проходить очень сложный и обширный комплекс тренировок. Важная роль отводилась парашютной подготовке. В один из дней 1964 г. Павел Беляев и Алексей Леонов должны были сделать по два прыжка с задержкой по 30 секунд. Первый прыжок прошел нормально. Когда поднялись в небо во второй раз, резко усилился ветер. Беляев и Леонов по команде отделились от самолета, но сильный ветер стал сносить парашютистов в сторону. Беляев понял, что в центре условного аэродрома приземлиться не удасться. Тогда он потянул стропы, и скорость спуска сразу увеличилась, при этом снос в сторону стал меньше. При приземлении парашютист сильно повредил ногу от удара о землю. В госпитале диагноз врачей был суровый: «закрытый оскольчатый перелом диафизов обеих костей левой голени со смещением отломков». В тот же день в госпиталь приехал Ю. А. Гагарин и просил врачей сделать все возможное, чтобы Беляев вернулся в строй. Началось лечение. Павла Ивановича постоянно мучил вопрос, оставят ли его в отряде космонавтов. После пятимесячного лечения врачи предложили сделать сложную операцию. Он отказался и предложил другой выход — усилить физические нагрузки на ногу, чтобы заставить кость срастись. Начались его тяжелые многодневные тренировки. Он брал в руки гантели и стоял на сломанной ноге. Было очень больно, но он добился своего, кость постепенно срослась. Целый год П. И. Беляев не принимал участия в тренировках, но догнал, сдав семь зачетных прыжков с парашютом на оценку «отлично ». Упорство и успешные повторные прыжки развеяли все сомнения медицинской комиссии. Этот случай описывает Ю. А. Гагарин в своей книге «Дорога в космос ».18-19 марта 1965 г. в качестве командира экипажа полковник П. И. Беляев совершил космический полет на корабле «Восход-2». В ходе полета Павел Иванович руководил первым в мире выходом человека — летчикакосмонавта А. А. Леонова — Памятник П. И. Беляеву в г. Вологде в открытое космическое пространство. При завершении полета выявилась неисправность одной из систем корабля. Отличное знание техники, самообладание позволили экипажу с честью выйти из сложной ситуации. Беляев впервые в практике космических полетов совершил посадку космического корабля, используя ручное управление. Полет продолжался 26 часов 2 минуты 17 секунд. За это время «Восход-2» совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев расстояние свыше 720 тысяч километров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1965 г. за успешное осуществление космического полета П. И. Беляеву было присвоено звание Героя Советского Союза и звание «Летчик-космонавт СССР».

Во время визита на родину П. И. Беляев и его друг А. А. Леонов посадили в вологодском сквере по улице Октябрьской молодые дубки. В дальнейшем наш земляк совершенствовал специальные знания, принимал непосредственное участие в подготовке космонавтов, надеялся совершить еще один полет в космос. Однако его планам не суждено было сбыться.

Недолгая, но полная энергии жизнь прославленного космонавта оборвалась 10 января 1970 г. после продолжительной болезни. Павла Ивановича Беляева похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Его именем было названо научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В Москве на Аллее покорителей космоса установлен бюст космонавта. Именем П. И. Беляева назван кратер на обратной стороне Луны. В 1979 г. в Вологде открыт памятник космонавту Беляеву. Его именем названа одна из улиц г. Вологды. 

Литература: Ъабийчук А. Н. Человек. Небо. Космос. — М., 1979; Вологодские зори. - М., 1987. - С. 473 - 479; Борисенко И. Г. В открытом космосе. 3-е изд. — М., 1984; Золотые звезды вологжан. — Архангельск, 1985; Космонавтика: Энциклопедия. — М., 1985; Леонов А., Соколов А. Человек и Вселенная. 2-е изд. — М., 1984. 
В. Б. Колосов, А. Р. Павлушков
  Из телеграммы П. И. Беляева вологжанам после завершения космического полета: 
  «Дорогие земляки, друзья! С болыиим удовольствием я передаю вам привет. На третьем витке пролетали над Вологдой. Тогда я мысленно послал привет. Что сказать вам в эти минуты? Мы с Алексеем старались работать в космосе так, как работают советские люди на земле. Спасибо вам за добрые поздравления. Желаем вам, друзья, больших успехов, счастья».
   Красный Север. - 1979. - № 188.
<<< Назад В начало Далее >>>